Владимир Меньшов — Чужой среди своих

Владимир Меньшов и жена Вера АлентоваГоворят, президент Рейган, посмотрев картину «Москва слезам не верит» восемь (!) раз, навсегда вычеркнул из своего лексикона фразу «Россия — империя зла». А на родине фильм назвали дешевой мелодрамой. Знаменитый режиссер Владимир Меньшов рассказал, как пережил зависть коллег, почему считает свою профессию не мужской и в чем прелесть дачной жизни.

— Владимир Валентинович, какой успех для вас был самым значимым, если не считать «Оскар»?

— Гигантская очередь в феврале 1980 года на Пушкинской площади. Выходя из метро, я увидел толпу и даже не сразу понял, что все эти люди пытаются попасть в кинотеатр «Россия» на фильм «Москва слезам не верит». Я уже знал, что такое успех, но эта картина стала настоящим потрясением. Гете перед смертью сказал: «Я насчитал в своей жизни семь минут абсолютного счастья». Так вот, тогда я испытал минут двадцать полного счастья. Тысячи людей, готовых в мороз отстоять несколько часов в очереди, чтобы купить билет на твой фильм… Значит, на самых сложных жизненных развилках я принимал правильные решения.

— Как ваш успех восприняли коллеги?

— Для меня это одно из самых серьезных разочарований. У меня есть несколько друзей-кинематографистов, но в целом «цех» меня не принимает. А началось все с «Розыгрыша», к «Москве…» неприятие переросло в испепеляющую ненависть за незаслуженную, по мнению коллег, народную любовь. К тому же выход картины совпал с решением государства доплачивать за кассовый успех: он еще и деньги получает! Дескать, Андрей Тарковский или Иоселиани этого лишены, хотя снимают великое кино. Время расставило все по местам: 37-летний успех не может быть случайным. А тогда я был просто оглушен: за что?! Впрочем, только Данелию любят и критики, и коллеги. Рязанов поначалу тоже страдал от непризнанности, а Леонид Гайдай просто плюнул на всех и делал свое дело.

— Какое, на ваш взгляд, качество необходимо режиссеру?

Михаил Ильич Ромм, пытавшийся на занятиях нам объяснить, что такое режиссура, к концу жизни пришел к выводу: только накладываясь на характер, личность человека, она проявляется наиболее ярко. Я давно понял: даже если абитуриент не обладает какими-то навыками, это вовсе не значит, что он не станет режиссером. Это во времена моей юности надо было листать книги по искусству, ходить в музеи и очень много знать. Но у того же Василия Шукшина был явно недостаточный культурный уровень. Ромма подкупила оригинальность его мышления и внешний вид: Шукшин ходил в сапогах и гимнастерке. Сам я тоже не так много читал, в сравнении, например, с Андреем Тарковским, я «несерьезный» художник, но это не помешало мне снять хорошие фильмы. А вообще, режиссерам присуще некоторое перетягивание одеяла на себя, себялюбие, даже нарциссизм.

— Разве самолюбование не свойственно больше актерам?..

— У режиссеров крыша едет еще сильнее, каждый чувствует себя гением.

Я дружу с Кареном Шахназаровым и не устаю удивляться: что в нем, собственно, режиссерского? У него все уходит в сценарии — в них проявляется хулиганское начало этого строгого, мрачного человека… Или Вадик Абдрашитов — абсолютный ученый по складу ума, манере говорить. Ему бы лекции читать, а не фильмы снимать. Тем не менее он — замечательный режиссер!

— Владимир Валентинович, а какой вы друг?

Владимир Меньшов жена Вера Алентова дочь Юлия Меньшова— Отношение к дружбе у меня было книжным: «Два капитана», «Три мушкетера», один за всех и все за одного. В рассказе Виктора Конецкого «Если позовет друг» моряк шлет телеграмму товарищу: «Выезжай, нужна твоя помощь». Один живет на Дальнем Востоке, а другой в Мурманске. Тот бросает все и мчится, потому что другу плохо. Вот это я считал дружбой. Конечно, это привело к разочарованиям: я столкнулся с предательством. Кстати, со временем понял, что не стоит глубоко влезать в чужую жизнь.

Однажды я просто повис на друге, убеждая не жениться: мне категорически не нравился его выбор. Всю дорогу в загс повторял: «Ты делаешь глупость. Остановись, умоляю!» Причем мне было тогда уже года тридцать два. Из-за заминки с документами в тот день их не расписали. Позже я все-таки добился своего. Но сейчас не уверен, что был прав… Надо ли так виснуть, даже если все очевидно? Возможно, он был бы счастлив…

— Как вы считаете, мужчину делает женщина, которая находится рядом?

— Вера (жена, актриса Вера Алентова) оказала на меня огромное влияние в жизненном плане, а мой фильм «Москва слезам не верит» изменил ее творческую биографию, она была — и остается — очень хорошей театральной актрисой, но слава пришла к ней только с этим фильмом.

— Что вы больше всего цените в женщинах и мужчинах?

— В женщине для меня главное — женственность, то, что французы называют шармом — необъяснимое обаяние и внутренний свет, которые не связаны с красотой. Женщина — центр мира, все закручивается вокруг нее, и именно она всегда делает выбор. А мужик… Вера в мужчине прежде всего ценит ум. Для нее в этом слове масса составляющих. Действительно, глупый мужчина — это ужасно! Женщина может быть даже очаровательна в своей глупости, но она всегда мудра в своем восприятии жизни. Мне кажется, что мужчина должен быть надежным. Это дает женщине чувство защищенности и ощущение своей значимости. Тогда она расцветает. С другой стороны, а как же ум, чувство юмора, доброта, талант? Если мужчина надежен, но не обладает никакими другими достоинствами, это же скучно! (Улыбается.)

— Верно ли, что актерская профессия — женская? Тогда какая профессия в кино мужская?

— По-моему, Катрин Денев сказала, что актриса — больше, чем женщина, а актер — меньше, чем мужчина. Я с ней согласен. Но и режиссерская профессия — не мужская, хотя сами они любят называть себя настоящими мужиками. Режиссеры — такие же психопатические личности, как и актеры, с соответствующими проявлениями. Пожалуй, права Людмила Гурченко, которая сказала, что единственная мужская профессия на съемочной площадке — это оператор.

— Владимир Валентинович, давайте, говоря киношным языком, переместимся «на натуру»: расскажите о своей любимой даче.

Владимир Меньшов семья— Наш дом примыкает к лесу. Утром, когда ты открываешь глаза, тебе в окна заглядывают березы и ели. Природа прекрасна в любое время года. Приятно, сидя у камина, смотреть на дождь. Был период, когда мы ездили на дачу просто потому, что нужно. Туда трудновато добираться — если много машин, то можно и три часа потратить на дорогу. Постепенно мы втянулись и стали выращивать свои огурчики, картошку, хотя сначала были категорически против огорода. Здорово, когда можно сорвать с грядки огурчик, натереть его солью и съесть!

Недавно я понял, что летом никуда не хочу ехать, а хочу жить на даче. О том же мечтает Вера. В этой монотонной жизни и есть главная прелесть. К тому же участок у нас большой, неподалеку хорошие гипермаркеты, прекрасное имение «Лисья нора», чистейшее озеро с лежаками. Иногда мы туда выбираемся — отдых потрясающий! Жаль, что Юля (дочь, телеведущая Юлия Меньшова) пока не очень втянулась, а было бы хорошо, если бы она и внуки тоже полюбили дачу. Но я уверен, что это придет.

— А в лес за грибами вы ходите?

— Я, к сожалению, плохо ориентируюсь в лесу и не отличаю съедобные грибы от ядовитых. Но у нас на участке растет малина, смородина, яблони, вишни, груши — вот это мы собираем с большим удовольствием.

— Кроме любимой дачи, какие места вам дороги?

— Волшебные воспоминания связаны у меня с Карелией, где снимался фильм «Любовь и голуби». Несмотря на суровый климат, мы были просто очарованы этим краем, людьми. Я вообще тяготею к Северу России, три года жил в Архангельске — это самая яркая страница из детства, там я научился на лыжах ходить. Близка мне и Вологодчина.

— Ну и напоследок: вы себя считаете пессимистом или оптимистом?

— Я был совершенно неисправимым оптимистом! А сейчас с некоторым удивлением замечаю, что превращаюсь в пессимиста. Признаюсь, на меня сильно повлияла вся эта перестроечная эпопея, хотя природный оптимизм иногда берет верх. А может быть, пессимизм — это все-таки возрастное? (Улыбается.)

Досье Владимира Меньшова.

Родился 17 сентября 1939 г. в Баку.

В 1965 г. окончил Школу-студию МХАТ, в 1970-м -аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе.

В 1981 г. получил «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит».

Избранная фильмография: «Розыгрыш», «Ширли-мырли», «Любовь и голуби», «Зависть богов».

Женат на актрисе Вере Алентовой.

Дочь — известная телеведущая Юлия Меньшова.

2017

Видео с Владимиром Меньшовым.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ семьдесят пять = восемьдесят три