Виталий Мельников — Чувствую себя золотым запасом

Виталий Мельников режиссер

Ваша оценка:
[Всего: 1 Среднее: 4]

Легендарному фильму Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» исполняется 50 лет.

— Виталий Вячеславович, в чем, на ваш взгляд, секрет успеха «Начальника Чукотки»?

— Мы очень старались уйти от пошлости, и, видимо, у нас получилось. Понимаете, в 1960-70-х годах к каждому юбилею создавали фильмы про революцию. О событиях в Сибири, на Украине и еще черт знает где все уже сняли. Неосвоенной осталась только Чукотка. Стали искать режиссера, который решился бы на подвиг — снимать в условиях Крайнего Севера. И тут вспомнили про меня. Во-первых, я с Дальнего Востока, то есть к холодам привычный. Во-вторых, я недавно сдал картину «Барбос в гостях у Бобика». А по мнению нашего начальства, где собаки, там и тундра с оленями… Но главное: я только устроился на «Ленфильм», и, значит, на меня можно поднажать. Я же элементарно не представлял, что нужно делать!

— С чего начали?

— С поиска соавтора. Выбор пал на сценариста Владимира Валуцкого — талантливого парня, но с характером. Расскажу одну историю. Во ВГИКе только получили первые магнитофонные ленты. И студенты решили пошутить — записать якобы заседание Политбюро. Распределили роли, написали сценарий… Стоит ли говорить, что первый же стукач сообщил об этом куда следует? В результате Валуцкого выгнали из института. Такой у нас образовался дуэт неудачников. В основу сюжета легла заметка в одной из советских газет о том, как один революционер организовал продажу пушнины американцам, а вырученные от нее средства честно отвез в Москву. Это были все сведения, которые удалось почерпнуть, мы не знали даже имени героя. Стали думать, каким он мог быть — идеалистом, дураком или восторженным юнцом? Остановились на последнем варианте. Так появился главный герой.

— Как вы нашли Михаила Кононова?

— Да его и искать было не нужно! Впервые мы встретились на Одесской студии, куда Миша приехал на пробы. Он еще не был звездой. Увидев тщедушного Кононова, я понял: вот парень, который легко расстанется с миллионами. Но начальство ужаснулось: «Какой-то Иванушка-дурачок изображает комиссара! Пародия на революционное кино!» Пришлось пойти на хитрость: вот-вот должны были начаться съемки, а мы все тянули, подбрасывая заведомо негодные кандидатуры. И в конце концов наш план сработал… Когда стали искать классового врага, я сразу вспомнил о великом Грибове… А дальше мы собирали будущую картину, как мозаику. И чем глубже вникали в эту историю, тем смешнее и необычнее она казалась. Тут замаячило очередное 7 ноября, и, кроме нашей совершенно непомпезной истории, «Ленфильму» предъявить было нечего. После на нас махнули рукой: мол, делайте что хотите.

— Кажется, вам удалось избежать командировки на Север?

Виталий Мельников Михаил Кононов Начальник Чукотки— Мы нашли чудесное место на Карельском перешейке и создали там маленькую Чукотку. Самолетом доставили собак, людей, упряжки. И все бы ничего, если бы по сюжету не нужно было снимать лето. А где найти подходящие скалы и море, в котором можно купаться без риска обморожения? Конечно, в Крыму.

— Бедные чукчи!

— Не то слово! Бедолаги снимались в меховых куртках, унтах, шапках. Собаки, непривычные к такому климату, облезли и поменяли окрас. Была и еще одна проблема: приходилось следить, чтобы наши чукчи не напивались… В итоге после долгих приключений мы все-таки вернулись в Ленинград с завершенной картиной.

— Как принял ее худсовет?

— В то время художественным руководителем объединения был известный режиссер Иосиф Ефимович Хейфиц. Большой противник нашего фильма, он не стал собирать худсовет, а пошел смотреть «Начальника» вдвоем со мной. В зале он специально сел ко мне спиной, чтобы не видно было выражения его лица. Лента заканчивается, включается свет, а Хейфиц не поворачивается! Я не выдержал и тихонько позвал: «Иосиф Ефимович! Иосиф Ефимович!» Тишина. Ну, думаю, заснул. «Как?» — осторожно спрашиваю я. «Еще как!» — ответил он, пожал мне руку и вышел из зала.

— Говорят, с вашей легкой руки и появились знаменитые анекдоты про чукчей.

— Ерунда! Фильм не добавил популярности ни Чукотке, ни ее жителям. Кстати, сейчас там хотят установить памятник герою фильма. Если это произойдет, мне будет очень приятно.

— Фильм не подвергся цензуре?

Виталий Мельников фото— Нет. У меня были фильмы, которые резали. Но я никогда не жаловался: мол, создал шедевр, а его испортили. Я и сам себя редактирую — нахожу неточности и безжалостно их выдергиваю. Так было с «Уникумом», кстати, очень средненькая картина, я был ею недоволен. Зато за историческую трилогию «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный Павел» мне совершенно не стыдно.

— Светлана Крючкова действительно лучшая Екатерина!

— Именно такой и должна быть императрица! А не белорозовым созданием, которое показывают нам сейчас.

— Не понравились новые сериалы?

— Не то слово! Я вообще смотрю работы своих коллег, сжав кулаки и зубы. Сейчас редко попадаются хорошие фильмы и сериалы. Больше всего раздражает наивное подражание другим. Все упрощено до нуля. Я понимаю, конечно, что каждое время кует свои кадры. Создается ощущение, что ремейки, например, снимают только ради денег!

— Как вы относитесь к американскому кино?

— С глубоким уважением!

— Вы уже долгое время ждете режиссера-единомышленника, который снял бы фильм по вашему сценарию «Кино для вождя».

— Скорее всего, он никогда не будет снят, потому что до сих пор боятся Сталина и чиновничья братия не изменилась ни на йоту. Сценарий лежит в Госрезерве. И ведь не придерешься: да, не снимают, зато почетно чувствовать себя практически золотым запасом.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семьдесят три + = восемьдесят