Виктор Чистяков — Гений пародии СССР

Виктор Чистяков артист ссср18 мая 1972 года в авиакатастрофе погиб известный ленинградский пародист Виктор Чистяков. Его имя ничего не скажет молодым, но люди старшего поколения помнят этого удивительного артиста. Его карьера на эстраде продлилась всего 4 года. Замены ему нет по сей день.

Он всегда и всюду опаздывал. Опоздал и в тот день. Вернулся из гостей поздно, но вместо того чтобы лечь спать, принялся подписывать огромную пачку своих фотографий. «Успеешь еще подписать, ложись спать!» — уговаривала жена Наташа. Я знаю, что делаю, ответил он. Разумеется, проспал. Когда приехал в аэропорт, регистрация пассажиров уже закончилась. Но вылет задержали. А вскоре Ан-10 с приглашенными на юбилей Харьковского театра оперетты артистами все же вылетел. В середине дня жене позвонили удивленные организаторы: ни Виктор, ни все остальные почему-то не прилетели…

В 3 года Виктор Чистяков, посмотрев «Лебединое озеро», он дома по очереди изобразил каждого артиста. Родители удивились. А после 1 -го класса отдали сына в Вагановское училище. Нагрузка была адская, и через несколько лет по настоянию отца, испугавшегося за здоровье сына, Витя оттуда ушел. Окончил музыкальную школу по классу кларнета. Поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Вот тут было куда интереснее: в учебную программу знаменитые ленинградские педагоги Татьяна Сойникова и Сергей Гиопиус включили творческие этюды -подражание животным. Чистяков научился всему тому, что буквально через несколько лет заставит весь Союз заговорить о нем как о гении пародии. А пока без него не обходился ни один студенческий капустник, именно в стенах на Моховой он впервые исполнил вокальные пародии на Козловского и Лемешева.

Но тогда он вряд ли думал об эстраде всерьез. После института Чистякова приняли в труппу Театра имени Комиссаржевской. Дебютом стала роль в спектакле «Принц и нищий». Не главная, но ведь это только начало… Она так и осталась единственной. Отношения с главным режиссером Рубеном Агамирзяном не сложились. Зато в Комиссаржевке Виктор неожиданно нашел единомышленников — актеров Станислава Ландграфа и Илью Резника. Впоследствии первый станет народным артистом, сыграет более ста ролей, второй — знаменитым поэтом-песенником. А тогда, в середине 1960-х, они были молоды и полны нерастраченной энергии, которую особо девать было некуда — на сцену будущих мэтров выпускали нечасто. Ландграф и Резник стали сочинять для Чистякова пародийные тексты — именно с ними тот впервые появился на эстраде.

Виктор Чистяков пародист сссрБыла у него особенность: перед выступлением он приходил в невероятное возбуждение. Носился по коридорам, кого-то задирал, с кем-то зубоскалил. Как-то пристал… к попугаю, с которым известная дрессировщица выступала в том же концерте, зачем-то стал учить его нецензурным словам. Дрессировщица едва не лишилась чувств: а вдруг птица все это скажет в микрофон?! Мог ворваться в гримерку к балеринам и закричать страшным голосом: «Как не стыдно, почему вы голые? Вы вообще знаете, куда пришли? Здесь только что был Леонид Ильич Брежнев! Немедленно одеться, и чтобы юбки были длинными!» То вдруг затихал, садился за рояль и начинал играть грустные прелюдии. Так он «входил в образ». Хотя со стороны, наверное, казался сумасшедшим. Перед выступлением он не просто волновался — паниковал! Вот объявят пародию на артиста N, я выйду, и ничего у меня не получится. Освистают, побьют! Порой доходило до того, что он вызывал… дух пародируемого… Концерт заканчивался. За кулисами отрешенно сидел очень бледный человек, у которого не было сил даже слово сказать. А еще очень часто болели связки…

Ставка у него была 8 рублей 40 копеек за концерт. Поэт Юрий Энтин, много писавший для Чистякова, был потрясен: чтобы заработать 50 рублей, его другу приходилось давать по шесть концертов в день. При неизменных аншлагах. Слава и деньги были нужны не для того, чтобы выглядеть лучше всех — хотя бы не хуже. Он очень стеснялся своей бедности. Уже известный артист, а из верхней одежды — только плащ. Чистяков всякий раз ждал, когда разойдется публика: не хотел, чтобы поклонники его увидели, говорил: «Я должен чувствовать себя звездой и иметь хотя бы один приличный костюм, хотя бы одно пальто!» И мечтал, чтобы жена Наташа хорошо одевалась.

Виктор Чистяков фото генийДрузей среди эстрадных артистов у него не было. Неуживчивый, непредсказуемый и фантастически талантливый, он казался совершенно одиноким в мире сплетен, зависти, всей этой звездной мишуры. Да собственно, и был таким. С людьми сходился трудно, держал дистанцию. Просил называть себя по имени-отчеству — Виктор Иванович. Это в 28-то лет! Панибратства не терпел. Сам был доброжелательным, хотя цену себе знал. Но однажды сказал: «Я не знаю, кто я. Не знаю, какой у меня голос». Он очень хотел петь своим голосом и не мог — не получалось, сбивался на пародию.

Марк Захаров к себе Виктора Чистякова не взял, заявил: он — не театральный актер. После долгих мытарств его — вместе с женой! — пригласил главный режиссер Театра имени Гоголя Борис Голубовский. Планировал поставить с Чистяковым «Тетку Чарлея». Артист получил комнату в театральном общежитии, и вскоре они с Наташей переехали из Ленинграда в Москву.

В мае 1966 года Виктор женился на однокурснице Наталье Рыбаковой. Они прожили 6 лет, до самой гибели артиста. Детей у пары не было. О дальнейшей судьбе Натальи известно очень мало. Она работала в театрах Ленинграда и Москвы, но играла в основном эпизодические роли, а то и вовсе участвовала в массовых сценах.

Его привлекала мультипликация — считал, что там есть простор для фантазии, интересные образы. Должен был озвучивать «Голубого щенка». Специально под Виктора Чистякова Геннадий Гладков задумал вторую серию «Бременских музыкантов»… Все это досталось другим актерам.

Страдал, что не вышло с театром. Геннадий Хазанов как-то заметил: «Он был человек очень неприспособленный для драки за место под солнцем. И на эстраду пришел от невозможности реализовать в театре свое дарование». Хотел работать на Таганке — Юрий Любимов готов был сразу. В его гибель не верилось. Да и возможно ли поверить, что человек 28 лет от роду вдруг исчез с «поверхности земли». Как не любил он цифру 13! В самолете у него оказалось 13-е место. Было жарко, он снял кожаный пиджак, в кармане — паспорт, билет. Их потом нашли среди обломков.

Ленинградцы прощались с любимым артистом в учебном театре на Моховой. Людей собралось так много, что милиции пришлось перекрыть движение. Похоронили Виктора Чистякова на Богословском кладбище.

Виктор Чистяков могила клабдищеГоворят, что в конце 1960-х -начале 70-х в Советском Союзе никто не мог сравниться по популярности с двумя артистами — Магомаевым и Чистяковым. За 4 года Виктор дал более 1000 концертов — его ждали во всех городах страны. Он был постоянным участником «Голубого огонька», телевизионных программ, правительственных концертов. К последним относился с иронией. Композитор Алексей Рыбников вспоминал: «Пришел Чистяков. На руках еще теплилось рукопожатие Брежнева или еще кого-то. «Вот, донес!» — торжественно объявил Виктор. И тут же стал уморительно изображать, как с ним разговаривали члены правительства».

Казалось, слава бежала впереди него. Редкий музыкальный слух, уникальная способность воспроизводить самые разные голоса, в том числе и женские (Сличенко, Бюль-Бюль оглы, Хиль, Козловский, Трошин, Утесов, Пьеха, Кристалинская, Матье, Шульженко, Воронец, Герман) , пластичность, помноженные на остроумные тексты, сделали Чистякова мегазвездой. Никогда прежде «низкий жанр», которым считалась пародия, не был возведен на такую высоту. Хотя поначалу зрители не могли поверить, что «разными голосами» поет этот невысокий, худенький юноша. Думали, что артист только открывает рот, а за кулисами кто-то крутит фонограмму.

Артисты на Виктора Чистякова обижались редко, но иногда доставалось ему и от Сличенко, и от Хиля. Полад Бюль-Бюль оглы и вовсе попросил не пародировать: мол, все равно не похоже. Но самой резкой была реакция «русской Примадонны» — Людмилы Зыкиной. Чистяков шутил: «Ну не нравлюсь я ей, такой щупленький».

Однажды на радиостанции «Юность» дали в эфир сначала куплет песни в исполнении Майи Кристалинской, а затем — Виктора Чистякова и предложили слушателям определить, кто какой куплет поет. Угадать не смогли даже специалисты.

Большим успехом у зрителей пользовался номер «Голубые города» — пародия на очень популярную в 1960-х -70-х песню Андрея Петрова. Виктор Чистяков представлял, как ее могли бы спеть Иван Козловский, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Мирей Матье и даже Луи Армстронг.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + два =