Татьяна Доронина

Татьяна Доронина актриса в молодости Есть женщины, для которых не важен возраст. Актриса Татьяна Доронина была, остается и всегда будет лучшей девушкой Советского Союза.

Некоторые фильмы с ее участием нелегко смотреть: такая она там красивая. Зажмуришься, откроешь глаза и невольно воскликнешь: да возможно ли такое чудо! А помните ее танец со стулом в «Старшей сестре»? Для постного советского кино эта сцена — вызов. Доронина там — чувственная, яркая, страстная, очень сексуальная. Зачем нам Мэрилин Монро? «Клубника в сметане — Доронина Таня» — эпиграмма Валентина Гафта очень точна, хотя и насмешлива, нежна, хотя и иронична.

Один из мужей Дорониной рассказывал, что, впервые увидев ее в простеньком облегающем платье, тут же… возжелал ее. Красотой она поражала еще в театральном институте. Но гордая и неприступная была — жуть. Обидевшиеся однокурсники собрание провели, где Дорониной досталось за высокомерие. Предлагали лишить ее стипендии и вынести выговор по комсомольской линии.

Легенды про ее невыносимый характер ходят уже шесть десятилетий. И авторитарная она, и агрессивная, и повелевать любит. Ну, любит — и что? Есть, между прочим, люди, которые сами готовы подчиняться златокудрой властительнице и идти за ней на край света, если прикажет. Она может и на колени запросто поставить. Это же известный случай, как уговаривали Татьяну Васильевну стать председателем садоводческого товарищества. Все местные мужчины пришли с поклоном. Доронина выслушала их и вдруг приказала: «На колени!» И они покорно встали на колени. Впрочем, может, это тоже легенда. Но, согласитесь, очень похожая на правду.

Татьяна Доронина — по натуре лидер. Ее не нужно направлять, она сама возглавит и поведет за собой. Может, единственный раз в жизни изменила себе, когда после окончания Школы-студии МХАТ поехала за мужем в Волгоградский театр. Муж был молод, никому не известен, рассчитывать мог лишь на провинциальную труппу. Но именно там Доронину увидел Георгий Товстоногов и пригласил в БДТ. Теперь условия диктовала она: или берете вместе с мужем, или… Георгий Александрович согласился. Доронина стала примой, мужу настоящих ролей пришлось дожидаться долго. Сегодня имя Олега Басилашвили в нашей стране знают все.

Татьяна Доронина павел луспекаев бдтЕе характер — продолжение таланта, сказал про Доронину драматург Эдвард Радзинский. А он знает, о чем говорит: писал для нее пьесы и сценарии. К тому же целых 5 лет был мужем. Рассказывал: утром — репетиции, вечером — спектакли, спала в перерывах в гримуборной: когда в театре был выходной, ехала на съемки.

Личная жизнь, возможно, потому и не сложилась. Пять раз замуж выходила. Пять раз разводилась. Ни о чем не жалеет. Всегда была только с теми, в кого влюблялась, говорит. В школе влюбилась в мальчика только за то, что он, читая чеховского «Ваньку», заплакал. Она и сама человек страстей. А они в ее женской жизни кипели нешуточные. От второго мужа, известного ленинградского театроведа, ушла после того, как не встретил ее с гастролей. Королева! На кинопробах познакомилась с молодым актером — красивым, аристократичным, обходительным. Но глянула на него так, что он наотрез отказался сниматься: «Так и передайте мадам, что я не буду с ней работать!»

Потом судьба свела их в театре. Брак с Борисом Химичевым продлился почти 10 лет. Актер говорил, что «хозяином» была Татьяна: знаменитая, успешная, раза в четыре больше зарабатывавшая. Под горячую руку могла и кинуть в мужа чем-нибудь. Но и годы спустя после развода он вспоминал о бывшей жене одним словом: «Очарование!» Ее пятый муж, деловой человек, нефтепромышленник, в ее присутствии предпочитал молчать. Терпеливо ждал у театрального подъезда, пока поклонники преподносили букеты.

Мужчины преклонялись перед ней, бесспорно отдавая пальму первенства. Готовы были забросить свою карьеру. Один высокопоставленный поклонник в письмах писал, как к нему проехать, чтобы встреча прошла в конспирации. Ничего-то он не понял про предмет своей страсти! Татьяна Доронина, тайком пробиравшаяся на свидание? Она скорее согласится жить в отсутствие любви, чем воровать любовь.

Татьяна Доронина театрОна ведь совсем не оптимистка. Легко впадает в отчаяние и очень долго из него выходит. Ее любимый образ — купринская циркачка, которой говорили «Гоп» и она должна была прыгать, «безотносительно к твоему сегодняшнему отчаянию и к твоей боли». Ох, сколько раз ей доводилось самой себе приказывать.

В 1987-м после раскола Московского Художественного театра возглавила актерскую оппозицию. Потом будут говорить, что сделала она это потому, что не была уверена, возьмет ли ее в свой театр Олег Ефремов. Глупости. Он сам за несколько лет до этого пригласил ее во МХАТ. Понравилось это далеко не всем, особенно дамам: понимали, что в театр приходит большая актриса, возможно лучшая в стране. Тайное голосование устроили: 17 — «за», 14 — «против».

И вот раскол или раздел — называйте как хотите. В любом случае это была великая театральная драма, отзвуки которой еще долго аукались в судьбах всех ее участников. Доронинской, в первую очередь. Вот уже 30 лет она руководит МХАТом имени Горького. Могла ли знать тогда, в 1987-м, в какую пучину кинулась, какое в буквальном смысле ярмо на себя надела? Что только не писали критики про нее и ее спектакли — жанр всех этих писаний можно определить жаргонизмом «изгалеж».

Доронинскую труппу очень хотели — умысел ли чей-то был или так сложилось, не суть — сделать изгоем, раздавались требования немедленно закрыть театр. Помню, как в самый разгар скандала, бесконечных актерских собраний, на лекции по истории театра в Литературном институте известная дама-театровед с сарказмом рассказывала, что «эта пришла в бирюзовом костюме и белых сапогах». То еще преступление! Долго критики, пресса не могли успокоиться — «некогда выдающаяся», писали о Дорониной.

Татьяна Доронина олег ефремов три тополя на плющихеМХАТ имени Горького язвительно переименовали в имени Дорониной. Не нравились ее независимость, самостоятельность, ее «советскость», некоторая архаичность постановок — что сегодня вдруг оказалось в особой цене — вызывала насмешки. Выстояла. Точнее, выстояли — артисты со своим худруком Татьяной Васильевной. И сохранили в названии слово «академический» — в отличие от другого МХАТа, ставшего МХТ.

В репертуаре много классики — переосмысленной зачастую, но не исковерканной. У Дорониной такое не прошло бы. Зритель ходит, и, как отмечают многие, обязательно «при параде» — как бы показывая: а сюда иначе нельзя. Уважаемые люди пишут интересные аналитические статьи. И обязательно о Татьяне Дорониной — «великая актриса», «играет нутром».

Все закончилось хорошо, скажет иной читатель. Хорошо. Но нет-нет, да поскребет на сердце чья-то лапа — а за что уничтожали большую актрису, человека, да просто женщину? Близко знающие люди, коллеги говорят: никакая она не резкая, а ранимая и беззащитная. Просто вынуждена быть иной, чтобы отстоять свое имя, свое право жить и творить. Журналистов не любит, интервью практически не дает. Не появляется на светских мероприятиях. Театр занимает все ее время, силы, мысли.

Последняя роль в кино датируется 1985 годом. Она снималась нечасто. Нет, режиссеры были бы только рады, но актриса характер и здесь проявляла: засветиться на экране — это не про нее. От некоторых своих великих ролей поначалу отказывалась наотрез. Сценарий «Три тополя» на Плющихе» совершенно не понравился — какая-то местечковая история на грани пошлости. Но надо было знать режиссера Татьяну Лиознову — без боя сдаваться она не привыкла. Уговорила Доронину приехать на студию, сделать фотопробы. Актриса покорилась, позволила макияж смыть, начес сбить. Через несколько дней увидела свои портреты — большие, лежали они на полу. «Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно», — вспоминала Татьяна Васильевна. Несбывшаяся любовь деревенской женщины Нюры и сегодня волнует, цепляет, до слез доводит.

Татьяна Доронина александр лазарев еще раз про любовьМужчины на экране спорили: лучшая девушка Московской области или Советского Союза? Знаю людей, которые никогда не смотрят до конца фильм «Еще раз про любовь» — просто потому, что уверены: такая девушка, как Наташа, не должна, не имеет права погибнуть. У ее «Мачехи» — миллионы поклонников. Да и не мачеху сыграла, русскую женщину, величие которой в безграничном терпении и любви.

Ученых играла — ее Ольга Сергеевна была так возмутительно прекрасна, что хотелось немедленно возразить авторам телевизионного фильма: вы зачем такую красоту в платок и куртку нарядили да на край света изучать океан отправили? Революционерок играла, работниц, колхозниц, интеллигенток… А вот от Лели в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» отказалась: роль не понравилась. Потом-то, конечно, жалела.

Иных популярность, успех, обожатели словно приподнимают над будничностью — и парят звезды подобно шагаловским героям. А Татьяна Доронина… Вам было предначертано стать актрисой, спросили как-то ее. Да ничего не предначертано, ответила, как отмахнулась, если бы родители не вернулись после войны в Ленинград из ярославской деревни, была бы обычной крестьянкой.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + восемь =