Современное скульптурное уродство

майя плисецкая кармен фигурка статуя памятник фотоБеспечно шла по Большой Дмитровке, что в Москве, — и вдруг едва не закричала от страха и неожиданности. Передо мной явился памятник вроде бы Майе Плисецкой. Как-то я пропустила сам момент его водружения, и психика моя была ничем не защищена.

Памятник расположен на высоком постаменте и представляет собой обобщенный образ балерины, у которой на голове — не то хищная птица, не то кочан капусты. В общем, жуткий предмет злобно гнетет голову бронзовой примы (портретного сходства с Плисецкой нет).

Выяснилось вот что. Когда-то Майе Михайловне понравилась статуэтка, посвященная ей в образе любимой Кармен. Статуэтка имела в волосах, как и Плисецкая на сцене, высокий испанский гребень. Когда размеры произведения не превышали пятидесяти сантиметров, все было очень мило. Но фигурка эта стала «моделью» будущего памятника, и при изменении пропорций авторы упустили важную деталь, что испанский гребень, отлитый в бронзе, будет выглядеть тяжеловесным и громоздким. В результате прекрасное превратилось в довольно уродливое.

Скорость таких перевоплощений поразительная. Месяц-другой не гулял по улице — глядь, очередной уродец взобрался на постамент и теперь его не свергнешь. Тем более, сама личность, которую увековечили, обычно является уважаемой и почтенной. А насчет уродства — вопрос спорный. Вам не нравится, а нам нравится — и весь разговор.

царь петр 1 с мобильником фотоОдин московский градозащитник в приступе эстетического отчаяния вообще призвал закрыть скульптурные факультеты, выпускающие современных ваятелей. То есть нашел корень зла, предложив не оспаривать установку бронзовых чудовищ, а перекрыть источник уродств. Иными словами, не выпускать в мир скульпторов, и шабаш! Только ничего из этой идеи не получится. Металлические и каменные монстры все равно будут забираться на постаменты. Просто у их авторов не будет диплома об окончании вуза.

Но если с бронзой воевать затруднительно, есть формы, более удобные к ликвидации. Вы давно были в Пулково? Там в зале перед выходом на посадку стоит государь-батюшка Петр Алексеевич. В кафтане и черной треуголке. Фигура ужаса нечеловеческого. Хочется взмолиться небесам: Петр Алексеевич, прости! За его спиной сияет надпись: «Бургер Кинг». В руках у Петра — мобильный телефон. Я решила, что это реклама какого-то мобильного оператора. Нет, это, оказывается, подарок скульптора пассажирам. Кто разрешил ставить в аэропорту урода с внешними признаками царя Петра? Так разве нужно какое-то особое разрешение? Пока что патент на эксплуатацию образа Петра Алексеевича оформлять в Управлении эстетики города (между прочим, есть и такое!) — не требуется. А жаль.

Хочется не только требовать патент на изображения русских царей, но и завести какой-нибудь эстетический суд, рассматривающий жалобы граждан на оскорбление их вкуса. Конечно, не стоит ждать массовых обращений, но отдельные упертые личности — точно найдутся. На них и вся надежда!

Видео про современную скульптуру:

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × = четыре