Остап Бендер

Остап Бендер андрей миронов Уже много лет Остап Бендер командует парадом. Но мало кто знает, что первые экранизации плутовской дилогии Ильи Ильфа и Евгения Петрова появились вовсе не на родине авторов.

Литературный сын турецкоподданного Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей старше своего экранного собрата всего на пять лет. Первая часть — «Двенадцать стульев» — была опубликована в журнале в 1928 году. Критики встретили роман прохладно, а Бендера назвали «милой игрушкой» и «серой посредственностью, в которой отсутствует заряд ненависти к классовому врагу». Впрочем, среди поклонников книги были люди весьма заметные не только в литературных (Юрий Олеша), но и политических кругах (Николай Бухарин). Когда в 1931-м в журнале вышло продолжение «Золотой теленок», Анатолий Луначарский обвинил Ильфа и Петрова в «опасном сочувствии Остапу Бендеру», а Александр Фадеев назвал Великого комбинатора сукиным сыном.

Роман опубликовали в Англии, США, Германии, но на родине «Золотой теленок» отдельным изданием вышел лишь через два года, да и то во многом благодаря личному участию Максима Горького. А в 1949-м дилогию в СССР запретили. Официально запрет продлился до 1956 года, но даже в «оттепель» литературоведы были вынуждены доказывать, что сатира Ильфа и Петрова никогда не использовалась «нашими противниками против нас». Режиссерам не разрешали экранизировать романы. Между тем в мире, в том числе в нацистской Германии, по мотивам «Двенадцати стульев» уже было снято не менее десяти фильмов.

Золотой теленок леонид куравлев сергей юрский зиновий гердтПервая экранизация была осуществлена в 1933 году кинематографистами Чехословакии и Польши. Действие авторы перенесли в Польшу. Герой — обычный парикмахер — получил в наследство от тетушки квартиру и старые стулья, которые, не имея за душой ни копейки, тут же продал антиквару. А вскоре из случайно найденной записки узнал, что под обшивкой одного из стульев спрятаны сто тысяч долларов…

История о сокровищах пришлась по вкусу и в других странах. Английскую киноверсию под названием «Пожалуйста, сидите!» снял знаменитый комик Монти Бэнкс, упоминание о котором встречается в… «Золотом теленке». В 1938-м в гитлеровской Германии вышел фильм «Тринадцать стульев». Разумеется, авторов книги в титрах не было. Сюжет заимствован из чешско-польской ленты, только немецкий Бендер — парикмахер Рабе вместе с напарником-старьевщиком в финале становились богачами, изобретя… средство для роста волос (кстати, в 1972 году в ФРГ по фильму был снят сериал). Главную роль сыграл популярный актер Хайнц Рюманн, внесенный фюрером в список «особо одаренных деятелей искусства», что позволило ему не служить в армии и благополучно пережить два брака с еврейками.

В 1941 году, за три месяца до начала войны, в Германию в командировку приехал Евгений Петров (И. Ильф скончался от туберкулеза в 1937-м). В берлинской гостинице у него украли полтора фунта московской колбасы и булку. Неисповедимы пути твои, отец Федор…

остап бендер танец любовь полищук андрей миронов«Золотому теленку» с экранизациями повезло куда меньше, что неудивительно: история о поиске сокровищ понятна в любой стране. А попробуй объяснить англичанину или немцу, что такое «400 сравнительно честных способов отъема денег». Или почему подпольный миллионер столуется за копейки у бедного шарадиста? Не случайно, кто-то из критиков назвал роман энциклопедией русской жизни 1920-30-х годов.

Идея картины родилась у Михаила Швейцера еще в 1962-м, но в ответ он услышал категоричное «Нет!». Видимо, чиновников настораживали слова Бендера: «У меня с советской властью серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм».

Фильм был снят только через шесть лет. Критики недоумевали: не смешно. А режиссер и не смеялся: «Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным; обаятельным героем — может быть сочувствуя ему, может быть желая удачи — пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!»

Сергей Юрский долго и мучительно подбирал ключик к образу. Даже вел дневник, в котором делал записи от лица своего героя. На экране зрители увидели Великого комбинатора циничным, но и снисходительным к чужим слабостям, самоуверенным, но и неприкаянным. История получилась не столько веселая, сколько философская — о человеке, так и не сумевшем найти применения своему таланту. Но при этом не утратившем пусть и грустного, но — вот такой оксюморон! — оптимизма. «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы»…

Арчил Гомиашвили 12 стульев остап бендерПрототипом Остапа Бендера был Осип Шор, друг писателя Юрия Олеши. Студен-недоучка мечтал найти курицу, несущую золотые яйца. Ему это удалось в буквальном смысле. Представившись профессором, на сельскохозяйственной выставке в Одессе он читал лекции о новой породе кур — без перьев. И даже заключил несколько контрактов с птицеводами. Но те вместо особой породы получили записки: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей». Шор был обуреваем идеями. Знакомому раввину подсказал способ разбогатеть — продавать места в раю. А чтобы паства не сомневалась, предложил повесить карту рая. На вырученные деньги раввин отремонтировал не только синагогу, но и собственный домик.

Курсируя между Одессой и Москвой, обаятельный авантюрист представлялся то гроссмейстером, то художником, то пожарным инспектором. Даже женился на какой-то даме с «арбузными грудями». После революции служил в Одесском уголовном розыске и за рвение на допросах получил прозвище Борзый опер. Когда бандиты убили его брата, поклялся больше не брать в руки оружие. Переехал в Москву. За драку был арестован, но вскоре отпущен. Жил в Челябинске, работал на знаменитом ЧТЗ. В 1930-х годах был арестован НКВД — по одной из версий, за махинации. Якобы сбежал из лагеря. Во время войны пытался пробраться в Ленинград, заболел и был эвакуирован в Ташкент. После войны работал проводником. Перенес два инфаркта, ослеп на один глаз. Умер в 1978 году.

Кинематографисты не стеснялись проявлять буйную фантазию. В шведской экранизации 1954 года «Семь черных бюстгальтеров» сокровища были спрятаны в предмете дамского туалета.

В 1957-м осуществилась мечта Остапа: он оказался в Рио-де-Жанейро, где «полтора миллиона человек, и все в белых штанах». Правда, бразильцы сделали Остапа Бендера… танцовщицей варьете, а один из стульев поставили в кабинете… гинеколога. Фраза «Какие вы, гинекологи, любопытные, все хотите посмотреть!» вызывала в зрительном зале взрыв смеха.

В комедии «Один из тринадцати» (1969) совместного франко-итальянского производства в роли Остапа снялась красавица Шарон Тейт (жена Романа Полански, вскоре после съемок трагически погибшая от рук бандитов), а «отец Федор» был отъявленным гомосексуалистом.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× восемь = пятьдесят шесть