Облепиховое лето Александра Вампилова

Облепиховое лето мерзликин рубцовВ Петербурге закончились съемки полнометражного фильма о знаменитом драматурге. По словам режиссера Виктора Алферова, название фильма родилось из письма самого Вампилова: «Я прощаюсь. У нас облепиховое лето, жара и тишина. Байкал сейчас такая штука, что — спешите видеть». Алферов — земляк и большой поклонник творчества писателя. «Лет пять назад мы с женой Еленой оказались на Байкале и я показал ей место гибели Вампилова. Она даже не поверила! Меня это так зацепило, что я решил снять фильм», — говорит он.

Материал о талантливом драматурге, чья жизнь трагически оборвалась накануне 35-летия, сценарист Ольга Погодина собирала из книг, статей, мемуаров писателя. При этом задачи снять документальное кино не ставилось. Одна из вымышленных сюжетных линий — тесная дружба Вампилова с поэтом Николаем Рубцовым: авторам показалось интересным соединить судьбы близких по духу людей.

Исполнителя главной роли искали недолго. «С Андреем Мерзликиным мы встретились на открытии выставки на ВДНХ, — рассказывает Виктор Алферов. — Оля Погодина шепнула мне: посмотри, как похож! Пригляделся — действительно вылитый Вампилов!» Мерзликин был весьма польщен, но заметил, что сам Алферов гораздо больше похож на Вампилова. Недаром Галина Волчек и Алла Покровская, жена Олега Ефремова, лично знавшие драматурга, рекомендовали режиссеру оставить эту роль себе. Сложнее всего было найти актрису на роль второй жены писателя — Ольги. Эта молодая, но сильная женщина вынесла на своих плечах все трудности жизни с талантливым человеком. Выбор режиссера пал на Полину Чернышову: «Она из тех женщин, что могут и коромысло взять, и крест нести».

Роль Олега Ефремова исполнил Кирилл Рубцов. «Мне так хотелось воплотить на экране этот образ, что я упросил режиссера дать мне шанс», — признается актер. Кстати, Ольгу, внучку Олега Николаевича и сокурсницу Кирилла, поразило сходство актера с прототипом. Впрочем, в задачу гримеров не входило добиться абсолютного портретного сходства. «Мы не хотели, чтобы получились маски или, не дай бог, шаржи. Представьте, если на Мерзликина примерить прическу Вампилова. Смешно! Так что ограничились нюансами», — рассказывает художник по гриму. Кириллу Рубцову сделали стрижку как у Ефремова; шиньон и стрелки как у Беллы Ахмадулиной — опущенные вниз — превратили актрису Ольгу Тенякову в знаменитую поэтессу.

Облепиховое лето рубцов ефремовНемало работы оказалось и у художника по костюму Марины Бондаревой. На блошиных рынках она выискивала синтетические комбинации, хлопковые и капроновые чулки, кримпленовые платья, пальто. Последние стали для актеров настоящим испытанием: драп, ватин и конский волос, который вместе с льняной ниткой держал плечо, очень утяжелял этот предмет гардероба. И только Полине Чернышовой так понравилось пальто ее героини, что она даже решила его купить: «Эффектная вещь! Глубокий синий цвет прекрасно сочетается с ярко-оранжевой клеткой. Сшито в 1962 году, а выглядит как новое!»

Проблемы возникли и со знаменитыми шапками — «пирожками», которые от времени рассохлись и сели. Мастерам приходилось их расшивать, а иногда и шить заново. Обувь, особенно женская, тоже доставила массу хлопот. Оказалось, что в то время ножка прекрасной половины человечества отличалась полнотой и немалым размером. «Мозоль в этих туфлях натереть сложно, но смотрятся они как лыжи!» — смеется Бондарева. Основным местом съемок режиссер выбрал Петербург. Драматург не раз бывал здесь, а киностудия «Ленфильм» даже пыталась заказать ему сценарий. «Я не умею писать сценарии, я пишу пьесы», — ответил Вампилов. Тюрьму, в которой по приговору «тройки» Иркутского НКВД был расстрелян отец драматурга, снимали в Кронштадте.

Нежилую «трешку» на Петроградской стороне оборудовали по моде тех лет — телевизор, чешский гарнитур, хрусталь, тонированное богемское стекло. Сложно оказалось найти бутылочные крышки из фольги и бумажные треугольные пакеты из-под молока. Алферов требовал достать ручки «Паркер», которыми любил писать Вампилов, и мохеровый шарф, похожий на тот, что подарил драматургу его друг, чемпион мира по боксу. А уж поиск журнала «Ангара», где была впервые опубликована «Утиная охота», и вовсе превратился для реквизиторов в квест.

Многие вещи члены съемочной группы принесли на площадку из дома: сценарист Ольга Погодина — серебряные серьги, Полина Чернышова — бижутерию. А родители Виктора Алферова разыскали в Иркутске плюшевый ковер с оленями, который стал для режиссера настоящим талисманом: «Мне было важно иметь вещь с родины моего героя».

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + = десять