Кабачок «13 стульев»

Кабачок 13 стульев ведущий михаил державинОн распахнул свои двери в январе 1966 года и стал самым продолжительным сериалом на советском телевидении. Целых 15 лет в часы, когда показывали «Кабачок «13 стульев», улицы пустели. Имена персонажей стали нарицательными. Школьницы мечтали походить на Катарину, Зосю или Каролинку.

Все большое, как известно, начинается с малого. Авторы программы «Добрый вечер» не рассчитывали на долгий успех: просто экранизировали несколько юмористических рассказов из популярного польского журнала «Шпильки», разбавив разговоры песнями и танцами. После двух выпусков программу закрыли. Но телезрители потребовали продолжения. Голос трудящихся в советское время значил много. Так на свет появилась программа-долгожительница.

Название придумали не сразу, уже после восьмого выпуска. Выбирали всей страной, на телевидении объявили приз — ящик чешского пива. Вариантов было много: от стандартного «Кафе «Улыбка» до экзотического «Голубого попугая» и пошловатой «Забегаловки». По легенде, автором названия стал Виктор Заявлин, переводивший для программы юморески. «Можно назвать «Кабачок «13 стульев», — предложил он, посчитав мебель в студии. На том и порешили. Перед телекамерами Виктора объявили на всю страну победителем и вручили ящик с… пустыми бутылками: на пиво у редакции попросту не было денег. «Вы думаете, мы пили настоящий кофе? Настоящими были лишь сушки, а в чашках — чай или вода. Иногда нам разливали газировку», — рассказывала актриса Зоя Зелинская (пани Тереза).

Кабачок 13 стульев спартак мишулинКостяк творческой группы составили артисты Московского театра сатиры. От спектаклей их, разумеется, никто не освобождал, и все годы, что передача выходила в прямом эфире, ее участники были вынуждены работать по ночам. Спали в гримерных «Останкино» на казенных диванах, укрываясь казенными одеялами. Когда «Кабачок» стал выходить в записи, все обрадовались: можно было спокойно совмещать несколько работ.

Репетировали каждый выпуск не менее месяца. Сдавали специальной комиссии. Актеры вспоминали, что шутили и пели они перед «худсоветом», как назло состоявшим исключительно из мрачных людей. В итоге и сами, утратив бодрость духа, выходили из павильона мрачнее тучи, а вслед им неизменно раздавался голос режиссера Георгия Зелинского: «Веселее!»

Лучше пожалеть, что вы не пошутили, чем пожалеть, что… пошутили, заметил кто-то из писателей. Сатирическая направленность миниатюр вызывала недовольство телевизионного руководства. Сценарии зарубались на корню — «оглупление», «очернение». Режиссеры и редакторы штудировали польские, чешские, венгерские журналы.

Литературной основой стали рассказы и репризы польских авторов. И не случайно. В ходу была шутка: Польша — самый веселый барак во всем социалистическом лагере. «Заграничные» сценки избавляли телевизионное начальство от головной боли, ведь недочеты, головотяпство, прожектерство, бюрократизм были не у нас, а в другой стране. Так польские пани и паны стали любимыми героями советских телезрителей.

Кабачок 13 стульев актеры ролиПрибегали и к «импортозамещению» — свои миниатюры для «Кабачка» писали Марк Розовский, Аркадий Арканов, Анатолий Корешков, Григорий Горин, Марк Захаров, Эдуард Успенский… Нередко идеи они черпали из зарубежных журналов.

Фонограмма — синоним халтуры. Создателям «Кабачка» изрядно доставалось от критиков за обман зрителей. Хотя как такового обмана не было — объявляя очередной музыкальный номер, пан Ведущий подчеркивал: поет Демис Русосс, а помогает ему Спартак Мишулин. Валентина Шарыкина (пани Зося) пела в дуэте с Марылей Родович, Виктория Лепко (пани Каролинка) — с Анни-Фридой, «черненькой» из «Аббы»…

Конечно, для актеров петь под фонограмму было сплошным мучением. Чтобы точно попадать в нее,приходилось учить тексты на языке оригинала. Получалось не у всех. Например, Спартаку Мишулину чешские и венгерские песни почему-то особенно не давались. И актер пускался на хитрость: прикрывался веером, опускал голову, а то и вовсе поворачивался к камере спиной. Режиссер Зелинский, высоко ценя талант актера, прощал ему эти «шалости».

Бдительная цензура не дремала. Однажды запретила одну французскую песню: «Нельзя! Под нее немцы входили в Париж!» Пришлось предъявить доказательства, что автору было всего три года, когда немцы оккупировали столицу Франции.

Благодаря «Кабачку» телезрители получили возможность познакомиться с мировой эстрадой — нечастой гостьей на советском телевидении. Именно в передаче впервые прозвучали песни многих европейских певцов, в частности Мирей Матье и Тома Джонса. Счастливые владельцы магнитофонов, стремясь песни записать, требовали, чтобы пан Ведущий не «переводил» слова — мол, заглушает мелодию.

Кабачок 13 стульев роман ткачукПопулярность участников «Кабачка» зашкаливала. Зрители копировали прически и наряды, подражали манере говорить. «Когда звучит ваш голос, наши куры несут золотые яйца», — писали Ольге Аросевой благодарные работники птицефабрики. А Зоя Зелинская, как-то зайдя на рынок, обнаружила, что куда-то исчезли, побросав товар, все продавцы. А где люди-то, спросила она у пробегавшего мимо мужичка. Тот махнул рукой: там, «Кабачок» смотрят. Мишулин шутил, что если он окажется на улице голый, босой и без копейки денег, то его напоят, накормят и дадут денег практически в каждом доме страны.

В народ пошли многие шутки, впервые прозвучавшие в передаче. Например, «А у вас есть справка, что вы не верблюд?». Или — «Как бы ни был завален работой, ему всегда удается ее развалить». Туповатых и невежественных людей стали называть «боксер по переписке» — оммаж пану Спортсмену. А подзабытое выражение «напиться в зюзю» получило второе рождение — о сильно пьяном человеке стали говорить, что он напился в пана Зюзю.

И только главного режиссера Театра сатиры Валентина Плучека известность актеров не радовала. Вы маски, кричал Плучек, в очередной раз, услышав из зала во время спектакля: «О, пан Директор! О, смотри, пани Моника, а там пан Вотруба!» Рассказывают, что одной участнице «Кабачка» в гневе даже пригрозил: «Будешь там сниматься — задавлю!»

Плучек неоднократно обращался к всесильному председателю Гостелерадио Сергею Лапину с просьбой закрыть «это посмешище». Тот и рад бы — сам терпеть не мог «Кабачок», но, увы, поклонником передачи был генеральный секретарь ЦК КПСС.

Кабачок 13 стульев ольга аросеваОднажды под самый Новый год создателям программы объявили: «Кабачок» закрывается, все свободны. Но на приеме в Кремле к Лапину подошел Леонид Ильич: «Моя супруга интересуется, когда будет новогодний «Кабачок»?» На запись передачи актеров срочно пришлось вытаскивать кого с концерта, кого из-под стола.

Не жаловала передачу и пресса: негативные рецензии и фельетоны появлялись с завидной регулярностью. Рецензентам не нравились ни «тупой» пан Директор, ни «взбалмошная» пани Моника, ни «стервозная» пани Тереза. Шутки плоские, песни вредные. Все разговоры о том, что следует закрыть передачу, прекратились, когда в «Правде» появилась хвалебная статья «Облучение смехом».

А тут еще и Леонид Ильич, отвечая на вопрос журналистов, что смотрит по телевизору, признался: «Программу «Время» люблю, спорт смотрю и еще обожаю «Кабачок «13 стульев». Генсек и не подозревал, что тем самым спас любимую миллионами передачу от закрытия.

…В ноябре 1980-го шли репетиции очередного выпуска, когда поступило распоряжение: съемки приостановить из-за политических волнений в Польше. (Кстати, по Интервидению передача транслировалась и на Польшу — полякам она нравилась, на остроты они не обижались. Более того, почти все участники были удостоены наград Сейма и почетных званий.) Попытки возродить «Кабачок» предпринимались несколько раз, но безуспешно. Многих его создателей уже нет в живых…

Пани из «Кабачка» были модницами. Зрители не несомневались, что они одеваются только во все заграничное, в крайнем случае шьют свои наряды у французских портных. Несколько раз Зоя Зелинская получала письма от поклонниц: «Пани Тереза, вы не можете еще раз надеть это платье? Мы не разглядели, как оно сшито, а у нас свадьба!»

Кабачок 13 стульев наталья селезневаКупить красивые наряды в Советском Союзе попросту было негде. Выручала смекалка. Актрисы перешивали старые платья до неузнаваемости, одалживали наряды у подруг, даже у спекулянтов брали напрокат. Ольга Аросева для своей пани Моники покупала кружевные перчатки и зонтики у старых московских интеллигенток. Именно с «Кабачка» началась ее любовь к шляпкам, которые не только очень шли актрисе, но и стали фишкой ее героини. Говорят, что за всю историю передачи Аросева не появилась дважды в одной и той же шляпке.

Чиновничьи запреты поражали глупостью: никаких мини-юбок, декольте. Нарушительниц штрафовали. Однажды под раздачу попала самая длинноногая из «кабачковцев» — Наталья Селезнева. Подруга как раз привезла ей из Парижа чудесную мини-юбку. Актриса надела ее на съемку. После выхода программы редакция была завалена письмами разгневанных зрителей: «Безобразие! Как она посмела! Она же комсомолка! Это разврат!» За разврат Селезневу и лишили гонорара — чтобы остальным неповадно было щеголять в коротких юбках.

Факты про кабачок 13 стульев.

Пан Ведущий — персонаж не самый яркий, но важный. Первым стал актер Александр Белявский. Режиссер и редакторы считали, что он идеально подходил на эту роль: красивый, с благородными манерами — настоящий европеец. С таким лицом, говорили актеру, вам надо быть в Голливуде. Спустя некоторое время Белявский покинул свой «пост», рассудив, что узнаваемый образ помешает карьере. И оказался недалек от истины: по-настоящему глубоких ролей у него было немного.

Сменившему Белявского Андрею Миронову и вовсе не повезло: он провел всего два выпуска «Кабачка» и был убран по… многочисленным просьбам телезрителей, недовольных тем, что актер тянет одеяло на себя, «премьерствует», затмевая остальных участников — «он никого не слушает!»

Целых 14 лет у дверей «Кабачка» встречал гостей Михаил Державин. Обаятельный, доброжелательный, немного ироничный, чуть-чуть насмешливый — зрители его обожали. Письма, адресованные актеру, почти всегда начинались словами: «Здравствуйте, пан Ведущий!»

За 15 лет в эфир вышло 133 серии, сыграно более двух тысяч сценок, съедено в кадре 1300 бутербродов, получено почти 39 тысяч писем от зрителей. В фондах Гостелерадио сохранилось всего 11 выпусков.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять × = восемнадцать