История фильма «Служебный роман» 1977 года

Служебный роман 1977 мымра алиса фрейндлих фото Эта удивительная история случилась в середине 1970-х годов прошлого века в одном статистическом учреждении. Никто и не подозревал что в царстве сухих цифр и калькуляторов могут разгореться такие страсти…

Как утверждали авторы фильма «Служебный роман», люди ходят на работу, потому что труд облагораживает человека. Но сами они — Эльдар Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский — ходили на работу еще и потому, что им просто нужны были деньги. И с истинно космической скоростью — всего за 22 дня — написали пьесу «Сослуживцы». Она имела успех и вошла в репертуар 134 (!) театров.

Но неугомонному Рязанову, к тому времени уже режиссеру «Карнавальной ночи», «Гусарской баллады», «Иронии судьбы, или С легким паром!», чего-то не хватало. Мучила Рязанова неудовлетворенность от некоторых сценических интерпретаций. А уж когда он увидел по телевизору версию Театра имени Маяковского… «Она меня просто обожгла, — вспоминал Эльдар Александрович. — И я понял, что надо делать фильм…»

Говорят, «Служебный роман» — это чуть ли не единственный случай в советском кино, когда режиссеру практически без проб позволили снимать тех актеров, которых он хотел. Главная тройка: Новосельцев — Калугина — Самохвалов определилась сразу.

Актерское трио в фильме «Служебный роман».

Служебный роман мымра новосельцев френдлих мягковВ роли Новосельцева, этого рохли в коротких брючках, отца-одиночки, Рязанов видел только Андрея Мягкова. Но «вялый и безынициативный» Анатолий Ефремович — это не хирург-романтик Женя Лукашин. Мягков должен был уйти от полюбившегося всем образа. Актеру приклеили жиденькие усики, нацепили очки в старомодной оправе, чтобы походил на «канцелярскую крысу» и чтобы ни у кого из зрителей даже мысли не возникло бы, что «служебный роман» — о нем, о Новосельцеве. Это теперь мы знаем, что в груди невзрачного недотепы может биться благородное и нежное сердце.

С Алисой Фрейндлих режиссер мечтал поработать давно. Пробовал ее в «Гусарскую балладу». В «Зигзаге удачи» Фрейндлих не снялась, потому что ждала ребенка. Но на этот раз звезды сошлись. Правда, Эльдару Александровичу пришлось лично приехать в Ленинград для переговоров с главным режиссером Театра имени Ленсовета и по совместительству мужем актрисы Игорем Владимировым. Отпускать жену на съемки Владимирову не очень хотелось, ведь на ней, по сути, держался репертуар. И все же Рязанов убедил.

У главного режиссера Большого драматического театра Георгия Товстоногова пришлось отпрашивать ведущего актера Олега Басилашвили, с которым Рязанова связывала давняя дружба и… обязательства. Дело в том, что Эльдар Александрович дал Басилашвили расписку, в которой обещал снимать его в каждом своем фильме. И честно держал слово — пригласил на роль Ипполита в «Иронии судьбы», но у актера в семье случилось несчастье. Согласие БДТ было получено, и ленинградские актеры на время съемок буквально поселились в поездах, курсирующих между столицами.

Ботинки 36-го размера.

Служебный роман 1977 работа сослуживцыАлиса Фрейндлих поразила не только талантом и профессионализмом, но и женской самоотверженностью: она часами подбирала в костюмерных одежду в стиле «мешок с рукавами». Позволила себя в буквальном смысле изуродовать подростковыми ботинками 36-го размера, ужасной прической и очками в роговой оправе, которые, кстати, принадлежали отцу оператора фильма Владимира Нахабцева. В итоге очаровательная Алиса Бруновна превратилась в настоящую мымру, от одного вида которой в сон клонит. «Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает», — охарактеризовал свою начальницу товарищ Новосельцев. И зрители понимающе вздыхали: а что ей еще остается?

Вообще-то, Новосельцева хотел сыграть Олег Басилашвили. Приводил убедительные доводы: мол, Самохвалов — холеный, а он мотается в поездах, устает, не высыпается, сплошная головная боль для гримеров. Но Рязанов к предложению актера остался глух. Самохвалов ни в коем случае не должен был сразу произвести впечатление подлеца — обаятельный, улыбчивый, простой в общении, готовый помочь бывшему однокашнику… Сыграть такого оборотня, по мнению Рязанова, мог только интеллигентнейший Олег Валерианович.

Во время съемок актеры фонтанировали идеями, приводя в восторг очень требовательного Рязанова. Сцену романтического застолья в доме Калугиной, от начала до конца сымпровизированную Фрейндлих и Мягковым, он и вовсе назвал высшим уровнем актерского мастерства.

Идите вы… в бухгалтерию!

На роль Шуры — «симпатичной, но, к сожалению, активной» — пробовались Римма Маркова и Нина Агапова. Но убедительнее всех оказалась актриса «Современника» Людмила Иванова. В театре она была председателем месткома, так что с общественной работой знакома не понаслышке. Роль, сделавшая актрису знаменитой, поначалу особой радости не принесла. Рязанов не позволил ей на экране петь, отшутившись: «Лучше идите собирать взносы!» А ведь Людмила Иванова была замечательным бардом, вся страна распевала ее чудесную песенку: «Только мне все кажется, почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется».

А старший сын Ивановой однажды, потупив взор, попросил: «Мам, ты пока в школу не ходи… Там тебя никто за приличного человека не принимает». Но спустя годы Людмила Ивановна была отомщена. Благодарные зрительницы писали: «Спасибо, Шурочка, за то, что вы наших детей в пионерские лагеря отправляли! За то, что собирали деньги на юбилеи, похороны. Теперь о нас никто не заботится…»

В жутких розочках.

Служебный роман новосельцев самохвалов мягков басилашвилиРади Лии Ахеджаковой Рязанов переписал часть сценария: изначально секретарша была юной и длинноногой красоткой с повадками хищницы. Вера Ахеджаковой брала не ногами, а трагикомичностью. Далекая от каких-либо канонов красоты, она знала, что отличает деловую женщину от просто женщины, кто с кем, от кого и где. Одним словом, Верочка была любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши. Как говорил товарищ Самохвалов, «будь я полегкомысленнее, я бы… ух!».

Светлану Немоляеву коллеги не зря называли водопроводом: она плакала, даже играя в комедиях. У Рязанова снималась в массовке еще в «Карнавальной ночи». Эльдар Александрович очень ценил ее как актрису, но в свои фильмы приглашал редко. Помня свои провальные пробы на роль Нади в «Иронии судьбы», она в этот раз ни на что не рассчитывала. Ночами читала сценарий и пытала мужа, актера Александра Лазарева: есть ли у нее шансы? Реалист Лазарев отвечал коротко: «Тебя не возьмут, успокойся и погаси свет». Немоляева плакала, не подозревая, что режиссер уже утвердил ее без проб.

Киногруппа работала с вдохновением, материала наснимали на три серии вместо двух. Пришлось взять в руки ножницы. Вырезали значительную часть сцен с Людмилой Ивановой, и зрители не увидели, как «воскресший» Бубликов носится за бедной Шурой по коридорам, а она, осмелев от страха, выкрикивает: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!»

На роль мужа Верочки сначала был утвержден Михаил Светин. По сюжету он разъезжал на мотоцикле в кожаной куртке — Светин в образе лихача смотрелся бы комично. Поэтому Рязанов пригласил молодого Александра Фатюшина. Но от всей роли осталось два плана: Фатюшин в гардеробе свистит при виде живого Бубликова, а позже в восторге смотрит на преобразившуюся Калугину. Даже голос в трубке, с которым Верочка выясняет отношения, принадлежит… Олегу Басилашвили. Кстати, ему во время съемок довелось испытать не самые приятные чувства. Дело в том, что по сюжету Самохвалов должен водить машину. Специально для Басилашвили, прежде ни дня ни сидевшего за рулем, взяли инструктора. Но обучение не задалось: сначала актер чуть не снес дорогое кинооборудование, а затем въехал в киоск «Союзпечать». Он очень переживал, что за порчу имущества его оставят без гонорара.

Факты фильма «Служебный роман».

Считается, что слово «мымра» вошло в словари после выхода фильма Рязанова. На самом деле оно есть в словарях Даля, Ушакова и Ожегова.

На гонорар, полученный за фильм, Алиса Фрейнлих купила свою первую машину, а Олег Басилашвили — импортный кухонный гарнитур.

Светлана Немоляева: «Сколько писем я получила после этого фильма! Многие женщины писали, что я сыграла их судьбу».

Бронзовый конь, которого носил Новосельцев снимался, в фильмах «Бриллиантовая рука», «Формула любви», «Ширли-мырли».

Видео про фильм «Служебный роман»:

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть × один =