История фильма «Щит и меч» 1968

фильм щит и меч 1968 любшин янковский За 5 лет до лиозновских «Семнадцати мгновений весны» впервые в советском кино фашисты предстали не пародией на самих себя, а коварными и умными противниками.

Жизнь порой подкидывает такие сюжеты, что никакому фантасту не снилось. Станислав Любшин в детстве мечтал стать разведчиком. В начале войны восьмилетний мальчишка сбежал на фронт, но его поймали и вернули домой. Тогда он написал письмо самому Лаврентию Берии. Через несколько дней Славу пригласили на Лубянку и очень мягко, но настойчиво объяснили, что «его психофизика» больше подходит для артистической профессии, нежели разведчику.

В Госкино были убеждены: Вайса должен играть актер статный, красивый, с мужественным лицом. В Любшине ничего геройского не было — ни выправки, ни мускулов. Но Басову были не нужны железные кулаки и квадратная челюсть, а человек, который может легко смешаться с толпой, разведчик-интеллектуал, разведчик-психолог. Закрытый, неброский внешне, но очень обаятельный Любшин был лучшей кандидатурой. Его Вайс — скромный, по-лакейски услужливый репатриант, мечтает о том, чтобы ему приказывало как можно меньше людей, а он приказывал многим. Репутация «разумного труса» помогает продвигаться по служебной лестнице. Даже у искушенных, обладающих нюхом ищейки, асов разведки не закралось сомнений в его абсолютной преданности фюреру и рейху. Кстати, Святогорову Любшин очень нравился. А профессиональному разведчику можно верить.

Все актеры уже были утверждены, а исполнителя на роль Генриха Шварцкопфа найти никак не могли. Но в дело вмешался Его величество случай. Олег Янковский вспоминал: «Как-то мой товарищ по театру сказал: «У нас в Саратове ассистентка Басова ищет актера на роль в фильме «Щит и меч». Мне надо зайти к ней. Давай вместе». — «Если ненадолго, пошли». Я ждал в коридоре, но меня вскоре почему-то вызвали. А дело, как выяснилось, было так: «Я видела фотографию артиста вашего театра, по-моему, фамилия Янковский». — «Да он тут». На следующий день были сделаны фотопробы, однако на этом все и затихло».

фильм щит и меч Юозас БудрайтисИногда вопреки всем законам параллельные линии пересекаются. Как-то во Львове Басов обедал в ресторане. А в это же время в городе гастролировал Саратовский драмтеатр. Жена Басова, актриса Валентина Титова, заметив за соседним столиком белокурого юношу, сказала мужу: «Вот сидит молодой человек типично арийской внешности». Владимир Павлович предположил, что он, скорее всего, физик или филолог: «Где найти артиста с таким умным лицом?» Что интересно, Янковский Басова узнал, но подойти не решился. А вскоре получил вызов в Москву на кинопробы. Увидев Олега, режиссер расхохотался: «Он, кто бы мог поверить, и вправду артист!»

Роль Генриха сделала Янковского знаменитым. Забавно, но одновременно он играл красноармейца Андрея Некрасова в революционной драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Изначально актера приглашали на роль белого офицера Брусенцова, но режиссер, увидев Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!»

В съемочной группе было немало фронтовиков. Автор сценария Вадим Кожевников военным корреспондентом, с «лейкой» и блокнотом, дошел до Берлина. Актер Алексей Глазырин, создавший запоминающийся образ майора Штейнглица, служил в театральной фронтовой бригаде. Владимир Басов был артиллеристом, командиром батареи, дослужился до заместителя начальника оперативного отдела дивизии. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды.

Когда четырехсерийная эпопея Владимира Басова вышла на экраны, один критик написал: «Главный герой много сделал такого, что вряд ли дожил бы до встречи с матерью. Когда смотришь, как в самом центре рейха с неизменным успехом и без особого труда работают антифашисты и разведчики, как безмятежно они посылают в эфир сводки и обезвреживают матерых гитлеровцев, испытываешь неловкость за авторов». Но время расставило все точки над «i», и мы по-прежнему с удовольствием смотрим это черно-белое наивное кино — не про шпиона, а про человека, которому приказано выжить.

фильм щит и меч людмила чурсинаГоворят, Вадим Кожевников не очень любил свой роман. Собирался написать о легендарном разведчике Рудольфе Абеле, но наверху тему не одобрили. «Щит и меч» Кожевников опубликовал в 1965-м в журнале «Знамя», которым на тот момент руководил уже 16 лет. Но совсем отказаться от первоначального замысла не смог — героя назвал Александром Беловым. Незамысловатую игру даже не слов, а букв «Абель — А. Белов» разведчик не оценил: роман ему не понравился.

По другой версии, одним из прототипов главного героя стал легендарный «майор Зорич» — Александр Святогоров. Тот самый, что участвовал в ликвидации военного коменданта Харькова фон Брауна и Люблинской разведшколы. За чью голову после блестяще проведенных операций на территории Чехословакии фашисты назначили вознаграждение — 150 тысяч словацких крон. Тот самый, что после войны руководил операцией по ликвидации в Мюнхене Степана Бэндеры. Он и был приглашен консультантом в картину. Святогоров много рассказывал о своей работе в Германии. Так из бесед, коротких и тайных, ни одно слово из которых не должно было быть вынесено за пределы комнаты, родился собирательный образ Александра Белова — Вайса.

Маршал Конев, отказавшийся в мемуарах описывать начальный период войны, заметил: «Врать не хочу, а правду все равно написать не позволят». Но Басову было важно показать, против какой армии воевали наши солдаты, особенно в начале войны — вышколенной, сытой, отлично вооруженной, подмявшей под себя Европу.

фильм щит и меч Альгимантас МасюлисДа и актеры-«немцы» были как на подбор: харизматичные Алексей Глазырин и Анатолий Кубацкий, литовские красавцы Альгимантас Масюлис и Юозас Будрайтис, аристократичный Вацлав Дворжецкий, изысканная Алла Демидова. За чашечкой кофе философствовали о судьбе Германии, а приняв тонизирующую хвойную ванну, приступали к ликвидации лагерей. Это был сильный враг, в совершенстве владеющий умением воевать и завоевывать. И победить его только авантюрами и подрывами поездов было невозможно.

Факты фильма «Щит и меч».

На роль Генриха Шварцкопфа пробовался Валентин Смирнитский. В фильме он сыграл курсанта разведшколы Фазу. Многие сцены снимали в Берлине. В конце 1960-х руководство ГДР затеяло масштабную реконструкцию города: были снесены старые здания, поэтому «военные руины» выглядели на экране вполне правдоподобно.

Не обошлось и без ляпов. В фильме эсэсовцы носят черную форму, хотя еще в 1938 году ее заменили на светло-серую. А в финале за спиной Белова проезжает ГА3-69, серийный выпуск этих автомобилей начался только в 1953 году. Песню В. Баснера и М. Матусовского «С чего начинается Родина» критики считали слишком банальной: «Разве можно вывести формулу Родины из картинки в букваре?»

Как-то в Берлине, в перерыве между съемками, Любшин, Янковский и Масюлис решили пообедать в ближайшем ресторане. Времени переодеваться не было, так и отправились в форме. При виде оберфюрера СС в сопровождении двух офицеров зал вскочил: «Мы Вас приветствуем, мой генерал!», — актерам ничего не оставалось, как уйти не солоно хлебавши.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь × = тридцать пять