Фильм «Влюблен по собственному желанию»

Влюблен по собственному желанию 1982 фото Фильм о том, как старая дева и спившийся спортсмен решили влюбиться по собственному желанию, появился вместе с модой на аутотренинг. Режиссер Сергей Микаэлян слыл человеком неунывающим, хотя его творческая судьба складывалась не очень просто. Его фильмы клали на полку, но фронтовика трудности не сломали. Он научился управлять собственными чувствами, подавлять невеселые мысли. Правда, пока не прочитал в газете статью, даже не подозревал, что это называется аутотренингом. И тут же загорелся идеей снять фильм о том, как человек силой мысли меняет свою жизнь.

Сел писать сценарий, в соавторы позвал журналиста и драматурга Александра Васинского. Работали тяжело — спорили, диалоги переписывали несчетное количество раз. В какой-то момент Микаэлян даже переключился на другую тему, решив снять фильм об оставшемся на Западе знаменитом артисте балета Александре Годунове. Начальство, естественно, не разрешило. Прошло еще полгода, а работа не спорилась, в отчаянии Сергей Герасимович обратился за помощью к своему другу, сценаристу Виктору Мережко. Тот, несмотря на занятость, отказать старшему товарищу не смог. Через пять дней сценарий был готов. Но свою фамилию в титрах Мережко попросил не упоминать — возможно, не хотел быть третьим в списке или не очень верил в успех будущего фильма.

«Лучшая актриса в моей кинематографической биографии», — говорил режиссер о Евгении Глушенко. Она уже снялась у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» и в картине Иосифа Хейфица «Впервые замужем». Кстати, там ее Сергей Микаэлян и увидел. И сразу понял — вот она, Вера.

Актрисе было совсем немного лет, хороша собой, лучистые глаза… Из нее усердно стали делать дурнушку: «ножки… как у козы рожки, мордашка-промокашка…» Она безропотно соглашалась подложить под одежду специальные уплотнители, надеть ватный корсет. Гримеры выбелили ей лицо, подрисовали морщинки, наложили прыщики из латекса, собрали волосы в старушечий пучок. Походка тяжелая, спина сутулая, взгляд тусклый — «за что же умненьких природа обижает?»

Не женщина, а Карнеги в юбке: «Надо научиться управлять своими чувствами: хочу — буду веселым, хочу — буду обожать свою работу, хочу — влюблюсь». Разговаривает тезисами: «Инфляция слов не может затмить сущность идей», «Главное в женщине — внутренние качества». Даже несомненная начитанность какая-то кривая: «Древние египтяне считали, что при насморке вытекает мозг». Ха-ха.

Влюблен по собственному желанию янковский глушенкоВ финале невзрачная библиотекарша превращалась в милую русоволосую девушку с сияющими глазами. Только аутотренинг был совершенно не причем — просто нашелся человек, который «вытащил» из давно махнувшей на себя рукой старой девы Женщину. Как это у классика: «Зорко одно лишь сердце». Посильнее рациональной психотерапии будет. …Однажды к Евгении Константиновне после спектакля подошла женщина: «Спасибо за вашу героиню, вы спасли мне жизнь».

По сценарию Игорю Брагину было не больше 24 лет: авторы полагали, что молодой неудачник должен охотнее клюнуть на теорию самовоспитания. Но поиски актера затянулись: у одного слишком благополучный вид, другой без чувства юмора… Имя Олега Янковского возникло случайно. Сергей Герасимович подружился с ним еще на съемках «Премии», но ему и в голову не приходило пригласить красавца с аристократической внешностью на роль выпивохи и бездельника. Кроме того, актеру было уже за 30.

Микаэлян дал ассистентам задание найти «молодого Янковского» — и конечно, безрезультатно. Позже он признается, что ни минуты не жалел о своем выборе: Олег Иванович, актер удивительного таланта, не просто сыграл — он сумел объяснить, оправдать поступки и слабости потрепанного жизнью, разуверившегося человека. Сценарий, конечно, переписали — Игорь стал старше. И роль получилась более глубокой, мощной. За полтора часа герой проделывал огромный путь — от хамоватого «Гибну, дай рубль» до негромкого «Ты мне нравишься».

Янковский буквально жил в самолетах и поездах: одновременно снимался у Романа Балаяна в Киеве — в «Полетах во сне и наяву», выходил на сцену родного «ЛенКома», а потом и вовсе на месяц уехал на гастроли в Ташкент. Вслед за актером отправилась и съемочная группа. В Средней Азии было снято несколько сцен, например, когда Вера и Игорь разыскивают солдатские могилы в Подмосковье.

Специально для роли Олег Иванович научился работать на токарном станке и уже через неделю стажировки стал настоящим профи — из тех, кто в искрах металла действительно способен увидеть северное сияние. Актеру не нужен был особый грим, парик — он был настолько органичен в этой роли, что даже жена, актриса Людмила Зорина, в непричесанном забулдыге в трениках с пузырями на коленках не сразу узнала своего всегда элегантного мужа.

…Рассказывают, что в каком-то сибирском городе после премьеры к режиссеру подошла женщина: «Спасибо вам: теперь мы знаем, что и из мужчины можно сделать человека».

Не остались в тени главных героев и исполнители ролей второго плана. Правда, Всеволод Шиловский от роли соседа Коли поначалу отказывался. Воспитанника мхатовской школы удручали реплики вроде: «Слушай, шла бы ты домой, Пенелопа!» Но если вдуматься, то именно с Коли и началась эта история любви: он подбил Игоря позвонить случайной знакомой, чтобы перехватить у нее трешку «на лекарство».

Влюблен по собственному желанию олег янковский токарь завод станок фотоМать Веры сыграла замечательная ленинградская актриса Кира Крейлис-Петрова, которую называют «жемчужиной смеха». Зрители до сих пор благодарят Киру Александровну за этот фильм.

Ирина Резникова — красавица Наташа — в советское время снималась часто: «Отпуск в сентябре», «Мелодия на два голоса», «Безумный день инженера Баркасова»… В начале 1990-х с мужем и дочерью она переехала в Финляндию, открыла там русскую театральную студию.

На роль случайного ухажера Микаэлян хотел пригласить Георгия Вицина, но тот был занят сразу в нескольких фильмах, поэтому согласился лишь озвучить персонаж. А сыграл незадачливого соблазнителя Иван Уфимцев — режиссер-мультипликатор, автор популярной серии про 38 попугаев. Некоторые цитаты его героя: «Вы не ширпотреб! Вы индпошив!», «Не правда ли, Моцарт — это вдох, а Бетховен — выдох?» — тут же стали афоризмами. Впрочем, как и фразы другого его героя — Суворова — в популярной рекламе 1990-х: «Так ведь пост, матушка! До первой звезды нельзя!»

Большинство зрителей уверены, что снимать комедию весело. Коллега просит Веру отметиться в очереди на Лескова, «но не на меня, а на Долболобова. Интеллигент в седьмом поколении, фамилия — трагедия его жизни». Казалось бы, уже смешно. Но Микаэляну было не до смеха. Дубль, второй, третий… Пожилая актриса, едва доходило дело до слова «Долболобов», замирала с открытым ртом. В результате режиссер придумал фамилию со схожей артикуляцией — Кормолобов, а сцену потом переозвучили.

P.S.

В начале 2000-х у Сергея Микаэляна возникла идея снять продолжение — о том, как сложилась жизнь Веры и Игоря спустя двадцать лет. Но Янковский от участия в картине отказался: «Дважды в одну воду не входят».

Факты фильма «Влюблен по собственному желанию».

Только за первые месяцы проката фильм посмотрели более 25 миллионов зрителей, его купили 26 стран. За роль Веры в 1983-м жюри Берлинского кинофестиваля вручило Евгении Гпушенко престижного «Серебряного медведя». По версии журнала «Советский экран» Олег Янковский стал актером года.

Видео про фильм «Влюблен по собственному желанию» 1982:

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + восемь =