Фильм «Плохой хороший человек» 1973

Фильм плохой хороший человек 1973 высоцкий даль Фильм «Плохой хороший человек» давно стал классикой. Когда в авторах четыре гения — Чехов, Хейфиц, Даль и Высоцкий, иначе и быть не могло. К Чехову режиссер Иосиф Хейфиц обращался дважды. Снял великий фильм «Дама с собачкой», получивший призы на фестивалях в Каннах и Лондоне. А в 1967 году сделал тонкое переложение на киноязык чеховского «Ионыча» — «В городе С.». Повесть Чехова «Дуэль» называл драмой абсурда: ведь поединок обращен «не против истинного хама и растлителя, а против интеллигентного человека, ни в чем не виноватого… потому что никаким другим способом, общественным или правовым, не решить морального спора».

Дуэль глупая, ее участники — жалкие подражатели Лермонтову. И все серьезное должно казаться смешным. Но только так, уродливо, возможно разрешить вопросы чести. Не дворянской, уточнял режиссер, — обычной, человеческой. Как-то заметил: «Прокатчики наверняка на афишах прибавят букву «И» — «Плохой и хороший», — как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что речь идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И». Человек не плох и не хорош. Он разный, в зависимости от ситуации, обстоятельств, что, однако, не снимает с него ответственности за то, как он живет.

Над фильмом работали настоящие профессионалы: оператор Генрих Маранджян, художник Исаак Каплан, композитор Надежда Симонян. Актерский ансамбль подобрался блестящий — Анатолий Папанов, Людмила Максакова, Анатолий Азо, Юрий Медведев, Любовь Малиновская, совсем молодой Георгий Корольчук…

Лаевским режиссер видел только Олега Даля. Импульсивный, несговорчивый, резкий, неудобный для себя самого, коллег, друзей, но прежде всего для начальства, актер в то время сильно выпивал, что сводило все шансы получить роль практически к нулю. К тому же после одного случая сниматься на «Ленфильме» ему было запрещено. Как-то, будучи в изрядном подпитии, он встретил директора студии Илью Николаевича Киселева, славящегося бурным темпераментом и любовью к цыганским романсам.

плохой хороший человек анатолий папанов олег дальПодчиненные тихо посмеивались над его манерой лично показывать режиссерам сцены из их будущих фильмов, но в целом относились к нему неплохо. В тот день Даль был явно не в настроении, а потому, не долго думая, подошел к директору и… шлепнул его по шляпе… Хейфиц поехал к Киселеву на дачу. Долго его уговаривал. Тот молчал, а потом произнес: или я, или Даль. На что Иосиф Ефимович ответил: «Знаете, Даль». К счастью, Киселева вскоре перевели на работу в Александринский театр.

«Ум, подавленный тоской» — эти пушкинские слова Чехов взял в качестве эпиграфа. Олег Даль сыграл человека депрессивного, нервного, сотканного из пороков, запутавшегося в долгах, в отношениях с женщиной, страдающего от скуки и осознания собственной никчемности: «Погибла жизнь! Если бы можно было вернуть прошлое, ложь заменить правдой, праздность — трудом…» И все же не безнадежно больного. Глупая дуэль, когда он проявил благородство, выстрелив в воздух, сильно изменила его.

Владимира Высоцкого Хейфиц знал только по песням. К идее помощников пригласить его на роль фон Корена отнесся с сомнением. Он хороший актер, заверили режиссера. Хейфиц представлял Высоцкого высоким мужчиной, суперменом. И растерялся, увидев человека среднего роста, худощавого, даже щуплого: «Я был поражен несоответствием голоса и внешности». Пробы были очень хороши. Правда, Высоцкий сильно сомневался, что худсовет его утвердит. Иосиф Ефимович вспоминал: «Володя, отозвав меня в сторону, сказал: «Разве что космонавты напишут кому следует. Я у них выступал, а они спросили, почему я не снимаюсь… Ну, и обещали заступиться». Видимо, письмо космонавтов дошло — Володю утвердили на роль».

плохой хороший человек олег даль людмила максаковаРади Высоцкого Хейфиц даже рискнул «подкорректировать» Чехова, у которого персонаж «широкоплеч и смуглолиц». Над образом работали тщательно. Какой он, этот фон Корен? Деспотичный, холодный, высокомерный. Считает, что человеческую породу нужно улучшать, уничтожая слабых, то есть «лаевских». Илья Эренбург писал, что Гитлер пешком под стол ходил, когда чеховский фон Корен высказывал его идеи. И все же авторы фильма решили не лишать его привлекательных черт.

Вот как рассказывал об этом сам режиссер: «Я говорю, давайте такую штуку: вас любят все собаки этого маленького городка… Ластятся к вам, потому что вы их, видимо, каждый день подкармливаете. Володя был дико счастлив». Нашли примерно 20 собак, прикормили, приручили, перед самой съемкой спрятали в подворотнях, а по команде «Мотор!» выпустили — они с диким восторгом бросились к фон Корену — Высоцкому. Потом актер скажет, что сниматься, как только была придумана эта сцена, было намного легче: значит, есть в душе «зоолога» что-то человеческое, проявляющееся в любви к животным.

«Плохой хороший человек» — единственный фильм, где Даль и Высоцкий снимались вместе. Но «судьбы скрещенья» случались и прежде. Высоцкого утвердили на роль Крестовского в «Земле Санникова», и он даже написал для фильма несколько песен, в том числе «Кони привередливые» и «Белое безмолвие». Но за несколько дней до начала съемок директор «Мосфильма» Николай Сизов сказал: Высоцкого не надо! Оказалось, что на радио «Немецкая волна» прошла передача о Высоцком, где был он представлен чуть ли не диссидентом. Срочно вызвали Олега Даля. Роль ему не нравилась, режиссеры доверия не вызвали. Не раз он порывался все бросить. На уговоры ушел месяц… «Земля Санникова» вышла на экраны.

плохой хороший человек фильм пикник«Ужас!» — писал актер в письме к родным. Записанные Далем песни Александра Зацепина в фильм не вошли. Пел другой Олег — Анофриев. Натуру снимали в Крыму — Евпатории, Ялте… Время отпусков. От любопытных отдыхающих спрятаться невозможно. Однажды недалеко от места съемок остановился экскурсионный катер, пассажиры высыпали на палубу. Минут через десять на землю сошел моряк и попросил разрешения обратиться к Высоцкому: «Товарищ Высоцкий! Не хотите ли свежего пива?»

Актер отказался: я на работе. Тот ушел, но через несколько минут вернулся: «А яблочек? У нас в буфете прекрасные яблочки!» Тут не выдержал Хейфиц: «Не предлагайте нам угощений, мы работаем». Катер отчалил. И над Черным морем раздался… голос Высоцкого! Это моряки поставили пластинку. Пассажиры радостно приветствовали актера с палубы, а экипаж на прощание дал три протяжных гудка -салют Высоцкому!

На съемках между Далем, Высоцким и Папановым разгорались такие жаркие споры, что Хейфицу приходилось вмешиваться, чтобы навести порядок. Как вспоминают члены съемочной группы, пересказать, о чем спор, невозможно: это был поток сознания трех увлеченных людей. Высоцкий был самым громким, Даль самым ироничным и тонким. Папанов же, устав от криков, призывал к порядку: «Ребята, ну хватит уже! Давайте работать!»

За роль фон Корена Владимир Высоцкий получил свою единственную кинонаграду — премию международного фестиваля наций в Таормине.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестьдесят три + = семьдесят один