Фильм «Мистер Икс» 1958

Фильм Мистер Икс 1958 георг отс Вышедший в прокат в 1958 году «Мистер Икс» стал достойным ответом Голливуду, где на экране уже царили «Поющие под дождем». Фильм имел ошеломляющий успех. Исполнение знаменитой арии (стихи Ольги Фадеевой) Георгом Отсом и по сей день считается эталонным. Но поначалу, получив от режиссера Юлия Хмельницкого сценарий, эстонский певец был разочарован: сюжет резко отличался от знакомой ему с детства «Принцессы цирка». Зачем понадобилось вносить изменения в оперетту знаменитого венгерского композитора?

Имре Кальман после похорон любимой жены находился в депрессии, муза не посещала, ноты были чисты. На глаза ему попалась книга Константина Станиславского, где тот в одной из глав рассказывал о своем увлечении цирковой наездницей. И Имре за вдохновением отправился в цирк. За кулисами познакомился с акробатом в черной маске. Оказалось, что под ней скрывался русский аристократ, офицер царской армии, после революции вместе с семьей покинувший родину. Не желая, чтобы знакомые узнали, как ему приходится зарабатывать на жизнь, он прятал лицо под маской. Кальмана история захватила настолько, что он тут же рассказал ее своим либреттистам — немцам Грюнвальду и Браммеру. В буквальном смысле засучив рукава все принялись за работу.

На протяжении восьми месяцев Кальман трудился по 16 часов в сутки. Либреттисты имели самое смутное представление о России, и в результате сюжет не отличался правдоподобием: действие происходило в Петербурге в 1912 году, главным героем был артист цирка, в прошлом гусар князь Федор Палинский, влюбившийся во вдову своего дядюшки, графиню Федору Палинскую, которая по приказу императора (!) должна была выйти замуж за одного из русских вельмож, чтобы капиталы покойного мужа не уплыли за границу (?!). А одним из претендентов на руку прекрасной Федоры был… брат царя, великий князь Сергей Владимирович. Авторы проявили недюжинную фантазию: в оперетте фигурируют директор цирка Станиславский, граф Саскусин, гусар Петрович (это фамилия), барон Брюсовский и прочие забавные персонажи.

Фильм Мистер Икс 1958 актеры ролиПервая постановка «Принцессы цирка» в Советской России была осуществлена в 1927 году в Московском театре оперетты. Сюжет перелицевали: уж слишком много развесистой клюквы было в оригинале. Вообще, ни одна оперетта в Советском Союзе не имела столько вариаций, как эта. Причем переделывали кто во что горазд: где-то вместо великого князя фигурировал богатый американец, а метрдотель Пеликан был… белым генералом; действие переносилось в Париж, Вену, а то и вовсе в Америку.

Но довольно скоро все эмигранты исчезли. Великий князь превратился во французского барона, гусар Федор стал бывшим студентом Этьеном. Заминка вышла с прекрасной графиней: ее звали то Элла Вердье, то Сюзанна де Гранвиль, то Элеонора Карнеджи. В итоге остановились на Теодоре Вердье: мол, звучит аристократично, к тому же близко к оригиналу. Кроме чехарды с героями и сюжетом, в советских постановках партию Мистера Икс часто исполняли баритоны, хотя в оригинале должен быть тенор.

Ленинградский режиссер Юлий Хмельницкий не стал изменять традиции: действие перенес в Париж, гусаров и великого князя убрал. Правда, в отличие от автора он не был суеверен и из двух названий предпочел «мужское». Сначала поставил оперетту на сцене Театра музкомедии, потом снял фильм. Из театральной постановки взял некоторых актеров: красавицу Марину Юрасову (Теодора), одну из легенд ленинградской сцены Гликерию Богданову-Чеснокову (Каролина), совсем еще юную Зою Виноградову (циркачка Мари).

Коварного барона де Кревельяка сыграл знаменитый ленинградский актер Анатолий Королькевич, не покидавший сцену родной Музкомедии даже в блокаду. На роль наивного простака Тони был приглашен Николай Каширский из Московской оперетты. Еще один москвич, Григорий Ярон, снялся в роли Пеликана. Их дуэт с Богдановой-Чесноковой, построенный на контрасте, без преувеличения — лучший за всю отечественную историю постановок оперетты.

фильм принцесса цирка белохвостиковаГеорг Отс к тому времени сыграл главную роль в фильме «Свет в Коорди» и даже получил за нее Сталинскую премию. Критики называли его поющим актером, имея в виду не только выдающиеся вокальные данные (Отс наряду с баритональными исполнял теноровые и даже басовые арии), но и несомненный драматический дар. На тот момент ему уже исполнилось 37 лет, он воевал, видел смерть. Зрелый, сложившийся мужчина. Но именно такой и нужен был режиссеру, которого в последнюю очередь занимала история красавицы аристократки.

Мистер Икс в первой советской экранизации — не романтичный юноша 23 лет от роду, из-за несчастной любви ставший паяцем, а человек, познавший горечь жизни, нужду. Он — труженик, с риском для себя ежевечерне играющий на скрипке под самым куполом цирка: «Да, я шут, я циркач, так что же?..» Хмельницкий экранизировал не столько оперетту Кальмана, сколько снял тонкую музыкальную драму с социальным уклоном. Картина практически была лишена опереточной условности, разве что персонажи вдруг начинали петь — но разве у вас не бывало в жизни подобных минут?

Успех был ошеломляющим. Но Отс не любил фильм, прославивший его на десятилетия. Герой казался ему слишком приторным, сюжет — чересчур сентиментальным. Мешало даже «красиво загримированное» лицо. Единственное, что он принял без оговорок, — музыку Кальмана, талантливо исполненную и записанную оркестром Ленинградского театра музыкальной комедии.

Под самый конец 1982 года Центральное телевидение порадовало советских людей премьерой музыкального фильма Светланы Дружининой «Принцесса цирка». Новая экранизация во многом отсылала к первоначальному сюжету: появились и графиня Палинская, и Князь, и гусары. Дружинина сняла яркий, красивый, романтичный фильм с танцами и шутками — где, как и полагается в оперетте, все было чуть-чуть «понарошку». Список актеров пестрел именами: Николай Трофимов, Владимир Басов, Людмила Касаткина, Александр Ширвиндт.

На роль прекрасной графини была приглашена Наталия Белохвостикова. Актриса с детства любила фильм с Отсом, поэтому согласилась не раздумывая. Многие, в том числе и муж, кинорежиссер Владимир Наумов, ее отговаривали: мол, как тонкая, интеллектуальная актриса, ученица самого Герасимова будет вдруг танцевать, петь под фонограмму? Неминуемый провал! Но Наталия рискнула и не прогадала. Ее графиня — кокетливая, немного капризная, слегка вздорная, чуть-чуть эгоистичная красавица, сердце которой все же ждет большой любви.

Игорь КеблушекРоль Мистера Икс режиссер хотела предложить знаменитому танцовщику Марису Лиепе. Аристократичен, хорош собой, удивительно пластичен. И лишь один недостаток: ему уже исполнилось 45. Но нежданно-негаданно в Большом театре Дружинина встретила своего героя. Высокий, красивый, очень интеллигентный чех Игорь Кеблушек учился в МГИМО и готовился стать дипломатом. Предложение сняться в кино застало его врасплох. «Не всякий актер может быть дипломатом, но всякий дипломат должен быть актером», — напутствовал его мудрый отец. Начальству выбор Дружининой не понравился: неизвестный актер, говорит с акцентом… Кто он, откуда? Прибалт, не моргнув глазом, соврала Светлана Сергеевна.

После премьеры на Игоря обрушилась невероятная популярность. Вот уж действительно, «слушая скрипку, дамы в ложах вздохнут». Нежный, тонкий, с чудесной улыбкой — кто этот принц? Письма ему приходили пачками, у дверей общежития МГИМО круглосуточно дежурили влюбленные поклонницы. Но Игорь, окончив институт с красным дипломом, уехал на родину, где фильм никто не видел и где он мог спокойно ходить по улицам. В кино больше не снимался. На вопрос почему, отвечал: «Чтобы быть актером, нужны талант и тяга к самолюбованию. Первого не хватало, а второго вообще не было». Игорь выучил несколько языков, 10 лет был на дипломатической работе, потом занялся бизнесом. Живет в Праге, у него трое сыновей. О съемках в советском фильме вспоминает как о веселом приключении.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ восемьдесят пять = восемьдесят восемь