Фильм «Анна Каренина» 1967

Фильм Анна Каренина 1967 фото самойлова Мировой кинематограф многим обязан Льву Толстому, которому не так давно был посвящен фильм «История одного назначения». О чем снимали бы режиссеры, если бы классик не написал роман «Анна Каренина»?

Александр Зархи снял «Депутата Балтики», «Высоту». Почему вдруг взялся за классику? Потому что, объяснял он, любовь на экране заменили животные страстишки. Это в середине-то 1960-х! Но Зархи хотелось всепоглощающего чувства. Ходил по кабинетам, доказывал: в мире существует пятнадцать экранизаций — и ни одной советской. Аргумент серьезный, и начальство согласилось.

Режиссер часами разглядывал портрет Марии Александровны Гартунг, дочери Пушкина, послужившей для Толстого прототипом Карениной. И когда понял, что сниматься должна Татьяна Самойлова, творческими планами поделился в интервью. На «Мосфильм» пошли гневные письма: мол, у Самойловой современный типаж, раскосые глаза, она совершенно не подходит на роль классической героини. Начальство потребовало сделать пробы. На роль претендовали красавицы Татьяна Доронина и Элина Быстрицкая. Последняя целый день просидела на студии в костюме, ожидая приглашения. Зархи стоял на своем — только Самойлова: «У нее неординарная внешность и загадочное своеобразие», которое было хорошо заметно в фильме «Летят журавли» 1957 года. Он помнил описание, данное Толстым: Анна не похожа на типичную светскую красавицу.

И победил. Первым делом Зархи пригласил педагогов, чтобы они научили актрису подобающей мимике, изящным движениям, показали, как носить костюм, легко танцевать. Чуть ли не за руку он отвел Татьяну в Институт диетического питания: 32-летняя Самойлова весила более 70 кг, нужно было срочно худеть. Врачи разрешили творог, гречневую кашу и компот из сухофруктов. В результате за два месяца актриса сбросила тринадцать килограммов. На протяжении всех съемок костюмеры внимательно следили за весом и объемом талии Татьяны — невероятно дорогие костюмы были сшиты впритык. Носить их было так тяжело, что однажды Самойлова даже потеряла сознание.

Соблазнитель и балерина.

Пробы в этот фильм могли бы претендовать на звание самых звездных в истории отечественного кино. Кандидаты на роль Вронского — Михаил Козаков и Олег Стриженов. Первый не понравился худсовету: красив до неприличия, суетлив, легкомысленен — словом, типичный соблазнитель. Стриженова утвердили, но теперь недоволен был Зархи, который видел в этой роли Василия Ланового. А тот не спешил соглашаться: мол, его персонажа сделали второстепенным, убрав важные сюжетные линии — отношения с друзьями, матерью. Потом актер не пожалел, правда, сетовал на то, что Зархи слишком много времени уделял Самойловой, а они с Яковлевым «были пущены на самотек».

Юрий Яковлев в борьбе за роль обошел двух Олегов — Табакова и Басилашвили. Удачу объяснил просто: «У нас со Стивой много общего». На роль Кити пробовались актрисы одна лучше другой: Жанна Болотова, Виктория Лепко, Валентина Титова. Сыграла Анастасия Вертинская. По мнению критиков того времени, Вертинская была так прекрасна, что Самойлова рядом с ней выглядела обычной продавщицей. Кто же поверит, что, увидев на балу обеих, Вронский выбрал Анну?

Вообще, поводов позубоскалить у противников картины было немало. Например, утверждение Майи Плисецкой на роль Бетси (а ее соперницами были Клара Лучко и Ирина Скобцева) объясняли протекцией мужа — композитора Родиона Щедрина, написавшего к фильму музыку. Но балерина блестяще справилась с первой в жизни драматической ролью, и злопыхателям пришлось замолчать.

Старый муж.

Фильм "Анна Каренина" 1967 старый мужКаренина должен был играть Николай Черкасов. Но актер был намного старше своего героя, и камера безжалостно это фиксировала. Зархи сомневался. Пригласил Иннокентия Смоктуновского — и это было стопроцентным попаданием. Съемки уже начались, когда врачи диагностировали у Смоктуновского туберкулез глаз. Требовалась операция. Весь отснятый материал отправили в корзину, а на роль срочно утвердили Николая Гриценко Знаменитый вахтанговский актер еще при жизни был признан гением, записи его игры в театральных вузах демонстрировались в качестве наглядного пособия.

В зависимости от роли у него менялись физическое состояние, походка и даже цвет глаз. Сам актер был недоволен, что на репетиции отводилось мало времени: «Мой герой очень труден и многогранен». Долго искал изюминку, через которую был бы виден характер Алексея Александровича. Нашел: неровная походка, срывающийся на визг голос, неподвижные глаза. А еще особое произношение слова «что» — через явное «ч». Он отталкивал и вызывал страх — неудивительно, что Анна не любила мужа. 1/1 все же побуждал к сочувствию — единственным своим признанием: «Перестрадал».

Пылкое прошлое.

Многие гадали, как встретятся Самойлова и Лановой. Они были в разводе, восемь лет не общались. А играть предстояло страсть! Сенсации не случилось. «Мы нравились друг другу, — скажет позже Самойлова. — Но как партнеры». А Лановой заметит, что прошлое скорее помогало: «Мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности».

Еще бы… Любовную сцену между Анной и Вронским снимали поздно вечером. В полутемном павильоне — только актеры, режиссер и оператор. Самойлова сбрасывает пеньюар, Лановой обнимает ее… Вдруг раздается страшный грохот и откуда-то сверху падает… женщина. Все перепугались, зажгли свет, подбежали: слава богу, жива-здорова! Оказалось, уборщица — пришла на смену, стала протирать прожектор и вдруг увидела, как к самому Лановому (!) в объятия бросается полуобнаженная женщина. Она была настолько поражена (что они себе позволяют?!), что вместе с приставной лестницей рухнула на пол. Зархи потом шутил: не готов советский народ к «обнаженке»!

Французская стачка и японские штучки.

Съемки длились 4 года. Зархи за всю жизнь не получал столько выговоров, сколько за одну «Анну Каренину». Он постоянно нарушал сроки, и однажды руководство студии решило закрыть фильм. Актерам разослали телеграммы с извинениями. Железнодорожники требовали срочно решить дальнейшую судьбу реконструированного поезда. Но режиссер пообещал исправиться. Он собирал актеров у себя на даче, и вместе они разбирали каждую сцену. Позже Татьяна Самойлова признается, что это было очень счастливое время: «Если бы не сыграла Анну Каренину, я была бы не я».

Фильм "Анна Каренина" 1967 василий лановой татьяна самойловаОднако критики встретили фильм прохладно. Единодушно хвалили Гриценко, а Самойлову сравнивали с Тарасовой в том знаменитом спектакле 1953 года — и не в пользу Татьяны. Грузная, лет на тридцать старше своей героини, мхатовская звезда все еще считалась эталоном Карениной. Трепетную, нервную, чувственную Самойлову многие тогда не приняли. Но публика пошла в кинотеатры: фильм стал одним из лидеров проката, только в первые месяцы его посмотрели более сорока миллионов человек. Успех ждал «Анну Каренину» и за рубежом. Советская лента даже вошла в конкурсную программу XXI Каннского кинофестиваля. Но во Франции начались забастовки, фестиваль, впервые в истории, был закрыт «в связи с массовыми беспорядками». А в Японии, где к русской классике всегда относились очень трепетно, после премьеры всюду появились сувениры: «подтяжки Вронского» и шляпка а-ля Татьяна Самойлова. Пользовались, кстати, невероятным спросом.

Дед с посохом.

Количество экранизаций самого известного русского романа приближается к тридцати. Только немых адаптаций существует не меньше десяти. Первый фильм вышел еще при жизни писателя — в 1910 году в Германии. В 1911-м подданные Российской империи смотрели в синематографе уже нашу «Анну Каренину», правда снятую французом. Наверное, он был режиссером от Бога, потому что умудрился уложить роман в пятнадцать минут. Экранизировали роман в Италии и Венгрии, Франции и США, в Бразилии и Аргентине, в Индии и на Филиппинах — каждая страна желала иметь собственную Анну.

Ее играли актрисы знаменитые и совсем неизвестные. Великая Грета Гарбо — дважды. Первый раз еще в немой ленте «Любовь» в 1927 году. Консультантом на картине был сын Толстого Илья, которого возмутил голливудский хеппи-энд: Каренин умирает, Анна и Вронский сливаются в поцелуе. Британская лента 1948 года с прелестной Вивьен Ли имела ошеломительный успех — зрители брали кинотеатры штурмом — и была не лишена русского колорита: Анна видела во сне деда с посохом, звучала увертюра из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Некоторые режиссеры позволяли себе немного подправить писателя: у Анны случался выкидыш, она была морфинисткой, а в перенесенном на пленку спектакле МХАТа героиню играла знаменитая Алла Тарасова, которой было уже хорошо за пятьдесят. Эпатажный Жан-Люк Годар на волне интереса к перестройке снял фильм «Дети играют в Россию», на роль Карениной позвал юную Ирину Апексимову. По настоянию режиссера актриса бросалась под настоящий поезд, машинист которого не был предупрежден: Годару хотелось неожиданной реакции. Еле успевший затормозить рабочий свою гневную речь закончил сакраментальным: «Тоже мне Анна Каренина нашлась!»

Факты про Анну Каренину.

В 1916 году на экранах появилась «Дочь Анны Карениной» — кинофантазия режиссера Аркатова, в которой дочь толстовской героини унаследовала пороки своей матушки.

В 1939 году снимать фильм по роману Толстого собирался Всеволод Пудовкин, но планы нарушила война. А в 1958-м трехсерийную ленту задумал снять Михаил Ромм, но по какой-то причине отказался.

Западные продюсеры предлагали Татьяне Самойловой сыграть Каренину во французской экранизации, но советские чиновники запретили.

Маленького Васю Сахновского (Сережа Каренин) озвучила Клара Румянова.

Отрывок из фильма «Анна Каренина» 1967:

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + два =