Андрей Козлов — Мы равнялись на Штирлица

Андрей Козлов фото Послушать знатоков всегда интересно. Вот только на вопросы, которые были заданы магистру игры «Что? Где? Когда?» и ведущему «Брейн-ринг» Андрею Козлову, за минуту не ответишь.

— Андрей, при явной перенасыщенности телеэфира разного рода шоу компания «Игра ТВ» решила возродить «Брейн-ринг». Пришла пора сделать ставку на интеллект?

— Что нового появилось на мировом телерынке за последние годы? Пятнадцать лет назад — «Кто хочет стать миллионером?», потом «Голос», «American Idol», «Х-Фактор». И оказалось, что придумать что-то новое — очень непросто. Не только мы в России спотыкаемся. Вот Тимур (Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер НТВ) открыл, на мой взгляд, совершенно фантастическую нишу, организовав конкурс для детей с трудными судьбами. Практически это очередная история Золушки, но выглядит очень достойно, в современной упаковке, и ничем не напоминает мексиканский сериал. Или еще один проект на НТВ — «Секрет на миллион». Жанр диалога «один на один» сам по себе не нов, но авторам удалось найти форму подачи, которая привлекла аудиторию.

— А каким, на твой взгляд, должно быть современное телевидение?

— Что такое сегодняшнее телевидение вообще? Прокат собственного производства. И это, мне кажется, тупиковый путь. Суть телевидения состоит не в показе, а в том, что мы называем пе-ре-да-чей. Это то, чего зритель не может найти ни в кино, ни в театре — нигде. И НТВ, кстати, каким-то образом это осознало. Посмотри телепрограмму выходных — там нет сериалов, занимающих львиную долю эфира, только передачи.

— Что ты вкладываешь в само слово «передача»?

Андрей Козлов природа парк прогулка— Передача информации, но прежде всего — эмоций. Я давно открыл один закон. Об этом никто не говорит, что меня удивляет… Чем, например, выпуск новостей по телевизору отличается от тех же новостей, которые люди посмотрят в Интернете? Тем, что единовременно у телеэкранов оказываются сто тысяч, пять миллионов — неважно — человек, которые видят одно и то же. Возникает такое коллективное бессознательное. В Интернете эти просмотры растянуты во времени, и сила воздействия совершенно иная.

— Но телевидение — это еще и коммерция…

— Да, телевидения без денег не бывает. Но когда мы используем это коллективное бессознательное исключительно в коммерческих целях, например подсаживаем на сериалы, — это стрельба из пушки по воробьям. Конечно, ни одна телепрограмма не сможет составить конкуренции хорошо сделанному сериалу. Но пройдет 10, 15, 20 — и мы увидим, что телевидение возвращается к истокам — живой передаче эмоций. И выиграет тот, кто будет к этому готов. Последний председатель Гостелерадио Кравченко как-то сказал: телевидение существует для того, чтобы утешать.

Если вдуматься, что он имел в виду… Человек смертен, и мы все как-то приспособились к этой мысли. Так вот задача телевидения в том, чтобы утешать нас, что все не зря. В том, чтобы сказать: да, жизнь дана один раз, но прожить ее надо так… Чтобы не было мучительно больно, когда ты подойдешь к концу. Хороший сериал тоже об этом, но невозможно создать такое количество достойных сериалов, которые заполнили бы всю эфирную сетку. Думаю, что эта эпоха вообще движется к закату. Попробуй назвать десяток звезд современных сериалов — сразу не вспомнишь!

— Но раньше могли…

— Конечно. Мы равнялись не на актера Тихонова, а на Штирлица. Но чтобы на него равняться, это должно было так зацепить! Сегодня «Семнадцати мгновений весны» мы бы просто не увидели, потому что эта крупица золота растворилась бы в огромной куче песка. Казалось бы, ежедневно нам показывают по 30-40 одних и тех же лиц на каждом канале, а даже десяток назвать сложно. Эта размытость работает во вред. Обрати внимание, кто становится звездами. Участники «Дом-2». Потому что это не сериал, а пе-ре-да-ча.

— Возвращаясь к «Брэйн рингу»… Ты не просто судья и ведущий — ты транслируешь определенные ценности.

— Ни компания «Игра», ни я лично никогда никакого социального заказа не выполняли. Я далек от мысли, что способен перевернуть мир. Но вода камень точит. И эти капли превращаются в ручей. «Брэйн ринг» дает людям почувствовать, что от Владивостока до Калининграда раскинулись не разрозненные территории, а общее пространство.

— А как бы ты ответил: зачем вообще быть умным?

Андрей Козлов что где когда— Вот ребенок спрашивает: мама, папа, а зачем мне быть умным? Во-первых, тебя покажут по телевизору. Во-вторых, если победишь, на тебя точно обратят внимание, и ты заработаешь себе плюс не только в карму, но и резюме. Долгое время в обществе бытовало мнение, что быть ботаником стыдно. И вдруг оказывается, в том числе и благодаря «Брейн-рингу», что быть умным — это значит быть успешным, обаятельным, популярным у девушек. Лет с четырнадцати я помню слова Короля из «Золушки»: «А что вы, собственно, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой…» «Брэйн ринг» и об этом тоже. Связи не помогут. Какая разница, кто у тебя папа и мама? Важно только то, что ты можешь предъявить здесь и сейчас. По большому счету, «Брэйн ринг» — это не вопросы и ответы. Это человеческие эмоции.

— Которые ты же и провоцируешь…

— Да, и соврать здесь невозможно. Это не игра, а сама жизнь. Короткая, но очень насыщенная.

— Андрей, наверняка на твоей памяти были игроки, которые, мягко говоря, вели себя неправильно. В следующей игре ты готов дать им шанс?

— Скажу так: вот я, Андрей Анатольевич Козлов, считаю, что, пока я жив, возможно все, будущее не написано, у меня всегда есть шанс. И такой же шанс должен быть у всех. И потом, как говорил мой любимый Киплинг, закон джунглей хорош тем, что с наказанием заканчиваются все счеты. Багира наказала Маугли — и вот он уже весело на ней скачет. Я не понимаю родителей, которые, наказав ребенка, потом еще полгода ему это припоминают… А вот приглашу ли я человека еще раз — другой вопрос. Но и тут все не так просто. Наверное, неплохо, когда есть люди, которые ведут себя не очень прилично, на контрасте. Моя задача проста: постараться вытащить из человека все лучшее и худшее и предъявить зрителям. В конце концов, мне самому это интересно.

— Провоцировать взрослых — это одно, а если представить, что ты ведешь «Брэйн ринг» с подростками?

Андрей Козлов ведущий брейн ринг— Конечно, нужна другая интонация. Но самое ужасное — это команды, в которых участникам от 15 до 25 лет. Они перестали быть детьми, но еще не сформировались как личности, поэтому вытаскивать из них абсолютно нечего. Кстати, в «Брэйн ринге» была пара команд, средний возраст игроков — лет двадцать. Они оказались самыми неинтересными, хотя отвечали на вопросы, нажимали кнопку…

— Может быть, им просто не удалось стать командой?

— Дело в другом. Сейчас период инфантильности очень растянут. Вспомни шахназаровского «Курьера» — фильм в том числе и об этом. О пофигизме. Да, нам кажется, что сегодня они более целеустремленные, знающие. Все так, но при этом какая удивительная инфантильность! Года три назад в одном из московских вузов я вел «Культурную революцию». Спикерами и участниками были сами студенты. Хорошие студенты, престижный вуз, но с ними было так скучно… Еще Владимир Ворошилов говорил: «Я хочу научить людей мыслить самостоятельно». Так вот, такое ощущение, что нас, воспитывавшихся на коммунистических догмах, учили мыслить самостоятельно гораздо усерднее, чем нынешних двадцатилетних. Сегодня они только годам к двадцати пяти умеют это делать.

— А ты не думаешь, что они просто более рациональны? Экономят ресурсы и очень избирательно их тратят?

— Понятно, что они считают себя умнее нас, это нормально (улыбается). И выстраивают модель поведения, которая кажется им правильной.

— Как быть с тем, что само движение так называемого спортивного «Что? Где? Когда?» становится более маргинальным? Уровень сложности отсекает немалое количество желающих.

— Вот чем хорош «Брэйн ринг» — он гораздо демократичнее. И тенденции, которые появляются в тусовке игроков, влияют на него не так сильно. Сам формат не позволяет бесконечно усложнять вопросы, все понимают, что во главе угла скорость ответа. Кстати, у спортивного «Что? Где? Когда?» немало плюсов. Должно быть и то, и другое.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− один = один