Алиса Фрейндлих: Материнство — главное предназначение женщины

Алиса Фрейндлих актриса фотоЗнаменитая петербурженка — актриса Алиса Фрейндлих сыграла десятки ролей в кино и на сцене, заставляя нас смеяться и плакать, задумываться о смысле жизни и неизбежности смерти. И все-таки главным своим предназначением она считает материнство.

— Алиса Бруновна, если попросить зрителей назвать фильмы, в которых вы играли, большинство вспомнят «Служебный роман» и «Д’Артаньян и три мушкетера»…

— Я не считаю Анну Австрийскую своей удачей. Думаю, только присутствие вокальных номеров спасло положение… Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Берусь за роль — трушу, что не справлюсь, перед премьерой — что провалюсь.

— А такое случалось?

— А как же! В советское время был целый букет замечательных драматургов, будто звезды вытряхнули из лукошка весь свой запас. Но театров много, и шедевров на всех не хватало. Это сейчас можно в одном городе поставить сразу несколько «Трех сестер» или «Дядей Вань». А тогда подобное представить было невозможно. Отсюда случайные пьесы, невнятные роли. К тому же существовало такое понятие, как производственная дисциплина. Например, сама я никогда бы не выбрала Дашу из «Хождения по мукам». Haверное, поэтому и сыграла ее до обидного плохо.

— Вы посмотрели новую экранизацию романа Толстого?

— Нет, для этого нужно время… Я лучше в кинотеатр схожу, благо он находится с рядом с домом. Сажусь в уголочке, стараясь, чтобы никто меня не заметил, и наслаждаюсь.

— А что вы можете рассказать о картине «Карп отмороженный», которую спродюсировал ваш внук?..

Алиса Фрейндлих игорь владимиров в молодости— Никита — молодец: взялся за проект, не имея ни единого рубля, — заложил квартиру, одолжил у родственников: упросил Галину Волчек отодвинуть премьеру спектакля, в котором задействована Марина Неелова, чтобы успеть «схватить» осеннюю натуру… Конечно, деньги быстро закончились. Государство не захотело поддерживать фильм — неизвестный сценарист, молодой продюсер, сюжет не криминальный… Но Никита нашел частного инвестора.

— По вашему мнению, фильм получился?

— Я не свободна в суждениях, но мне показалось, что картина не пустая. Такие человеческие качества, как честность, порядочность, доброта, сегодня особенно нуждаются в поддержке. Кроме того, сюжет фильма отсылает к притче о блудном сыне. Неслучайно именно карп в восточной мифологии олицетворяет сына. Хочу отметить работу Мариночки Нееловой: роль стоила ей большого труда. Я-то через это прошла: в фильме «На Верхней Масловке» в 70 лет сыграла девяностолетнюю старуху. А она у нас девушка красивая, моложавая, ей было нелегко смириться со своим отражением в зеркале. Но она умница, сделала над собой усилие, и в результате получилась трогательная пожилая женщина, сохранившая детскую непосредственность…

— Внук долго уговаривал вас сняться в своей картине?

— Более того, я сама об этом попросила, воспользовавшись родственными отношениями (смеется). Мне было интересно играть острохарактерную роль. В жизни я наблюдала несметное количество таких теток, обремененных огородом, внуком-бездельником, бесконечной борьбой с трудностями и желанием преодолеть свой неказистый быт. Кстати, роль была гораздо острее из-за обилия нецензурной лексики, она звучала по делу — такая речь органична для моей героини. Увы, эти сцены были вырезаны из-за запретов, против которых не попрешь.

— А в жизни можете ввернуть крепкое словечко?

— Могу. Не надо из мата делать страшилку, вычеркивать его из жизни. В конце концов, он такая же наша история, как старинные монетки или черепки. Другое дело, что его надо использовать аккуратно, а не вставлять через каждое слово.

— Один из критиков назвал «Карпа» обращением к хорошему советскому кино.

— Есть такое. Из огромного числа советских фильмов мы запомнили только то крупное зерно, которое не проскочило сквозь сито времени. Так что это не обидная аналогия.

Чудесные метаморфозы.

— Вы однажды сказали, что можете по пальцам пересчитать людей, которые повлияли на вашу судьбу. Кто они?

Алиса Фрейндлих внук семья личная жизнь— Прежде всего, это актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, руководившая нашим школьным драмкружком. Она не просто влюбила меня в театр, а возбудила настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. Хотя семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос, я обожала музыку. В детстве вставала на табуретку и дирижировала воображаемым оркестром, а музыка лилась из репродуктора. Родственники советовали мне поступать в Консерваторию. На что папа заметил: «В опере ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а там требуется фактура. Но если пойдешь в Театральный институт, то сможешь все — и играть, и петь, и танцевать».

Кстати, много позже такие же слова написал в своем напутствии педагог Театрального института Борис Вольфович Зон — еще один человек, повлиявший на мою жизнь… Он учил нас ремеслу — сейчас почему-то слово воспринимается как ругательное, но как это верно: сначала таблица умножения, а потом уже талант, интуиция, озарения… Мне посчастливилось работать с Игорем Петровичем Владимировым, который развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили…

Мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как и я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому мы ставили так много музыкальных спектаклей. Важность музыки сейчас понимают не многие режиссеры, а ведь именно она открывает актерскую душу, влияет на зрительское восприятие. Но каждое время диктует свой театр. Так что я не ругаюсь на сегодняшнюю режиссуру, хотя она…

— Вам не нравится?

— Она не моя… После Владимирова больше поворотов не было. Разве что кино… В театре я была уже известной актрисой,но в кино меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов, даже имя в титрах не указали… Операторы шарахались от меня как от огня: «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры». Возразить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… В конце концов Эльдар Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф.

Но Владимиров неохотно отпускал на съемки. Надо было уезжать на долгий срок, и это требовало резекции репертуара… Я перешла из Ленсовета в БДТ. Для этого был целый ряд причин, глупо выделять одну… С Георгием Товстоноговым мы понимали друг друга — Владимиров его ученик, так что этот переход радикально не изменил мою жизнь… С Георгием Александровичем я работала в трех спектаклях — «Киноповесть с одним антрактом», «Пылкий влюбленный», «На дне». А потом его не стало.

Алиса Фрейндлих игорь владимиров фильм киноНа наше сиротское поле пришел Темур Чхеидзе — замечательный режиссер. Но за 20 лет я и у него сыграла только три роли — в «Макбете», «Дядюшкином сне», «Коварстве и любви». Причины более чем объективные. В БДТ я пришла, когда мне было 50 и целый букет ролей я уже не могла играть. Это Олег Басилашвили может себе позволить роль старика-князя в спектакле «Дядюшкин сон». А у моей Москалевой — молодая дочь. Нетрудно сосчитать, сколько должно быть матушке, если дочери двадцать с небольшим. Если зрители в зале занимаются подсчетом, значит, дело плохо (смеется).

— На самом деле вы великолепно выглядите! Как вам это удается?

— Наверное, потому, что с внуками я возвращалась в детство. Это сейчас они взрослые, а было время, когда мы вместе играли… Вообще, природу не обмануть. Все ухищрения ни к чему: приходит момент — и «елка начинает осыпаться» (улыбается).

— У меня сложилось впечатление, что вы очень современный, продвинутый человек…

— Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. Делайте вывод (смеется).

— Зато вы можете дать внукам дельный совет.

— Могу, но они не слушают. У них свои правила жизни. Ане и Никите неинтересно со мной обсуждать что-то связанное с Интернетом и читать мои любимые книги. Какой «Иосиф и его братья», они даже «Лорда Фаунтлероя» не осилили!

— Каково главное женское предназначение?

— Материнство. Оно предназначено Богом и природой.

Досье Алисы Фрейндлих.

Родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде в семье известного актера Бруно Фрейндлиха. Окончила Ленинградский театральный институт. Педагог Борис Зон готовил ее к амплуа травести и острохарактерной актрисы.

В театре миниатюрной Фрейндлих часто доставались роли мальчишек.

Свою звездную роль в фильме «Служебный роман» сыграла в 40 лет.

Самые известные фильмы: «Соломенная шляпка», «Агония», «Старомодная комедия», «Жестокий романс», «Линия Марты». Не любит подарки и не собирается бросать курить.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + = десять