Александр Аскольдов — По мне ездили танком

Александр Аскольдов режиссер фильм кино комиссар фото 

Ваша оценка:
[Всего: 1 Среднее: 5]


Мама была врачом. Папа — директор завода, как опытного хозяйственника, его часто направляли на стройки социализма. В 1937-м — семья тогда жила в Киеве — папу арестовали и через десять дней расстреляли. Пришли и за мамой. Пятилетний Саша, спрятавшись под одеялом, слышал, как один чекист сказал другому: «За мальчиком вернетесь, когда увезешь ее в тюрьму». Он понял: нужно бежать. Вдруг — в первый раз! — сам зашнуровал ботинки, смог открыть английский замок. Ночью шел по Крещатику, цвели каштаны — с тех пор он не любит это дерево. Ноги сами привели к дому друзей. Увидев малыша, среди ночи внезапно возникшего на пороге, там поняли все без слов — «обняли, расплакались, потом спрятали и сохранили меня для жизни». Через много лет попытается их найти и узнает: во время войны всю семью расстреляли в Бабьем Яру.

Мама вернулась домой в 1941-м. На работу по специальности не брали, устроилась нянечкой в детский сад. Потом директор Института крови профессор Багдасаров предложил должность заместителя по фронту. Ее даже наградили орденом Красной Звезды за организацию донорского движения в стране. А в конце войны снова посадили. Сына врага народа на филфак МГУ приняли вольнослушателем. Лишь на втором курсе за отличные оценки официально зачислили студентом.

И чиновник из него получился какой-то неправильный. Помощник министра культуры Фурцевой, член коллегии Госкино, он выступил в защиту «Заставы Ильича» Марлена Хуциева. Заявил, что новый фильм Ивана Пырьева выше третьей категории не тянет — это про всесильного-то директора «Мосфильма» Ивана Александровича! Тот, между прочим, в кабинете молодого нахала шумел: «Уважаю!» Стеной встал за спектакль Ролана Быкова «Якорная площадь». Первым написал статью о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Александра Аскольдова уволили.

Не сносить головы.

Он поступил на Высшие режиссерские курсы и в 1966-м решил снимать дипломную работу по раннему рассказу Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Понимая, в какую историю ввязывается, позвонил знаменитому кинорежиссеру Сергею Герасимову. Тот прочитал историю о красном комиссаре Вавиловой и перед серьезным разговором повел Александра… на рынок, мяса купил хорошего: «Будем справлять пельмени». У выхода слепой старик предлагал «билетики» счастья. Александр Аскольдов купил: «Задумал большое дело, ждет большое несчастье, терпи, хорошие люди тебе помогут». Поневоле задумаешься. Сомнения развеял Герасимов: «Головы вам не сносить, но делать надо».

фильм комиссар нонна мордюковаКартина рождалась в муках. Съемочная группа была собрана с бору по сосенке в ялтинском филиале, куда с московской киностудии «ссылали» нарушителей трудовой дисциплины. Пьянки начались с первого же дня, дошло до того, что перед съемками сцены с участием табуна лошадей пьяны были все участники, кроме животных. Замучили своими проверками и комиссии. Замдиректора фильма, отставной военный, регулярно строчил в КГБ доносы на режиссера. Не обходилось и без курьезов: в Одессе проходили пробы юных артистов. Их мамы буквально атаковали киношников: «Ну, хорошо, вам не нравится мой ребенок. А как вам я?»

В роли героини — Клавдии Вавиловой — режиссер видел только Нонну Мордюкову. Хотя знал про ее непростой характер — а у гения разве бывает хороший характер? Ролан Быков, сыгравший плешивого, тощего, почти уродца еврея Магазанника, в чьей впалой груди билось благородное и доброе сердце, — еще одно режиссерское сча стье. Молодая, прелестная украинская актриса Раиса Недашковская снялась в роли жены Магазанника — Марии. Перед камерой она тушевалась, говорить не умела. Дошло до того, что Быков с досады даже предложил режиссеру: «Все ее реплики передаешь мне. Она будет глухонемой. Это метафора — немота всего еврейского народа!»

План под музыку Сибелиуса.

Символов им только и не хватало… В Каменец-Подольске снимали финальную сцену, в которой евреев гонят на расстрел. Требовалась массовка, но… «Ни один еврей не захотел принять участие, — рассказывал Александр Аскольдов.  — Никто из них просто не верил, что такой фильм можно снять в нашей стране». И тогда он отправил в ЦК Компартии Украины телеграмму с просьбой помочь организовать съемку. Начальство распорядилось: выделить по два еврея с фабрики, завода, кожкомбината… «Выделенные» пришли, и тут случилось то, чего предвидеть никто не мог.

Включили запись Пятой симфонии Сибелиуса, раздалась команда «Мотор!» и — массовка, не двигаясь с места, начала… рыдать. Оказалось, что именно под эту музыку и на этом самом поле в 1943 году немцы расстреляли еврейское население города. Впоследствии многочисленные комиссии требовали убрать так называемый «проход обреченных», предлагали переделать евреев на… татар. Но строптивый режиссер не сделал ни одной поправки. …Спустя годы американская газета «Таймс» напишет, что Стивен Спилберг в «Списке Шиндлера» использовал стилистику финальных сцен фильма «Комиссар».

«Идите… в дворники!»

Единственный публичный показ — на Студии Горького — в сентябре 1967-го сопровождался свистом и улюлюканьем зрительного зала. Несмотря на положительные отзывы знаменитых режиссеров Леонида Трауберга и Александра Алова, кинокритика Владимира Баскакова, на коллегии Госкино «Комиссара» обвинили в… антисемитизме, отречении от идей гуманизма и интернационализма, искажении истории революции. Фильм был назван «идеологической диверсией», запрещен к показу, негативы отправлены на хранение в Госфильмофонд на целых двадцать лет.

Александра Аскольдова со студии уволили с записью в трудовой книжке — «профессионально непригоден». Исключили из партии — первый секретарь Московского горкома Гришин посоветовал: не хочешь сесть за тунеядство, иди в дворники. Завели уголовное дело, обвинив в хищении государственных средств в особо крупных размерах — тех самых, на которые был снят фильм. В защиту режиссера выступили Василий Шукшин, Владимир Басов, Ролан Быков, Нонна Мордюкова — но маховик был запущен на всю мощь. Как-то позвонил Олег Ефремов: дома не ночевать! Оказалось, выписан ордер на арест Аскольдова.

фильм кино комиссар ролан быковОн на несколько лет уехал из Москвы, работал в Татарии бетонщиком. Потом вместе с другом умудрился снять два документальных фильма — про завод «КамАЗ», Елабугу, Цветаеву. Фильмы пропали — режиссер по фамилии Аскольдов не имел права на существование. «По мне ездили танком двадцать с лишним лет, но я не спился, не продался, не приполз на коленях — внешне я не дал им порадоваться», — спустя годы скажет Александр Яковлевич.

Он боролся. Писал Суслову, когда узнал, что пленки с фильмом собираются сжечь, — «серый кардинал» распорядился оставить Аскольдова в покое. Обращался с просьбой показать фильм людям к Андропову — получил благожелательный ответ, но генсек вскоре умер. Писал Горбачеву — режиссеру передали: тот лично пообещал, что фильм никогда не выйдет. Ельцину — в 1986-м Александра Аскольдова второй раз исключили из партии с формулировкой «За нарушение ленинских норм жизни» и завели новое уголовное дело по старым обвинениям. Только в августе 1991-го получил он уведомление из Генпрокуратуры, где говорилось, что с него сняты все обвинения. Кто сам не переживал подобное, поймет ли?

В 1987 году во время Московского кинофестиваля Александр Яковлевич пришел на пресс-конференцию, в которой участвовали мировые знаменитости. Он должен был сказать свою правду. Вырвал из рук Ванессы Редгрей в микрофон — снятый иностранными телевизионщиками этот момент вошел в немецкий фильм, посвященный «Комиссару». На следующий день на приеме у Горбачева великий писатель Маркес от имени деятелей мирового кино попросил за опального режиссера. И фильм показали на фестивале — без перевода, кусками. Об этом событии написала вся мировая пресса.

В широкий прокат картина вышла ограниченным тиражом. Но ее увидели миллионы. А официального признания так и не случилось. В вышедшем к 100-летию российского кино словаре о «Комиссаре» всего одна строка — «переоцененный фильм». «Что такое уцененный товар — знаю, а что такое переоцененный фильм?» — грустно шутит Александр Аскольдов. В 1988-1989 годах «Комиссар» был назван лучшим фильмом года в Швейцарии, Швеции и ГДР. «Самым успешным русским фильмом в послевоенной Гзрмании» — в ФРГ. Это единственная советская картина, вышедшая в широкий прокат в США: фильм демонстрировался в 126 городах. За роль Клавдии Вавиловой составители Британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включили Нонну Мордюкову в число десяти лучших актрис XX века.

Поделитесь статьей в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ восемьдесят пять = девяносто один